Губернаторам расписали полтриллиона
Завершен отбор проектов для программы инфраструктурных кредитов
Правительство подвело итоги заявочной кампании регионов для распределения первых 500 млрд руб. инфраструктурных кредитов. В 81 субъекте РФ отобран 221 проект, предусматривающий строительство или модернизацию более 600 объектов инфраструктуры. Неизрасходованными остались 16 млрд руб., которые планируется распределить на конкурсной основе. Два региона не смогли подобрать подходящие под условия проекты, еще два — ожидают старта второго этапа программы, на который, возможно, будет выделено еще 500 млрд руб.
Правительственная комиссия по региональному развитию завершила рассмотрение заявок регионов на распределение первых 500 млрд руб. инфраструктурных кредитов, сообщил вчера вице-премьер Марат Хуснуллин на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина. Эти займы предоставляются на срок от 15 лет по ставке не выше 3% годовых на строительство, реконструкцию, ремонт объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной и туристической инфраструктуры. Сумма поступивших заявок — 1,35 трлн руб.— почти втрое превысила лимит, поэтому ранее Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о продлении программы и выделении на нее дополнительно 500 млрд руб.
Получить кредиты регионы могут двумя способами — в рамках утвержденных для каждого из них лимитов финансирования или на конкурсной основе. В первом случае предъявляются два требования — привлечение на 1 руб. государственных средств не менее 1 руб. частных инвестиций, а также покрытие суммы кредита за счет налоговых поступлений за 15 лет от реализации проекта. В случае конкурсного отбора во внимание принимаются не только заявленные соотношения государственных и частных средств и объемы налогов, но и фактор создания рабочих мест.
Как сообщил вчера Марат Хуснуллин, заявки в итоге поданы 81 регионом — речь идет о 221 одобренном проекте, предусматривающем строительство или модернизацию более 600 объектов.
Подавляющее большинство проектов по части инженерной инфраструктуры, далее — транспортная сфера. Речь идет как о строительстве новых дорог и путепроводов, так и возобновлении старых проектов, которые не реализуются по 10–15 лет (это, в частности, достройка метро в крупных городах — Нижнем Новгороде, Челябинске и Красноярске).
На данный момент лимит средств практически исчерпан — неизрасходованными остались лишь 16 млрд руб., которые будут распределяться на конкурсной основе. Два региона перенесли свои заявки на следующий год, когда будут выделены новые 500 млрд руб. Связано это с тем, что на заемные средства они решили реализовать, как отметил Марат Хуснуллин, «длинные капиталоемкие вложения».
Наконец, 2 из 85 регионов вовсе не подали заявок.
Первый — это Мордовия, которая в силу бюджетных ограничений (в частности, в республике самое высокое соотношение госдолга к собственным доходам — 175% на 1 октября этого года) не может претендовать на такую меру поддержки. В этом случае федеральный центр намерен использовать иной подход — как сообщил замминистра экономики Сергей Галкин, для Мордовии подготовлена индивидуальная программа развития, которую планируется утвердить еще в этом году. Как и десять наиболее депрессивных регионов, республика будет получать по 1 млрд руб. в год из федерального бюджета на реализацию записанных в этой программе планов.
Второй регион, не подавший заявку,— Севастополь, хотя еще летом губернатор Михаил Развожаев заявлял о ее подготовке для финансирования проекта, который обсуждается уже довольно давно. Речь шла о строительстве тоннеля в центре города. Этот проект на протяжении почти 15 лет остается идеей из-за нехватки финансирования — сейчас его реализация оценивается в 3,5 млрд руб. Подачу заявки, видимо, отложило отсутствие уверенности в возможности его реализации — сейчас определяется целесообразность такого строительства.