«Устойчивое развитие и ESG — это сквозные компетенции»
БФ «Система» запускает «Лифт в будущее» социальной и экологической ответственности
Президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко рассказала о том, каким образом и почему в фонде появился центр устойчивого мышления и как он способен трансформировать повестку компаний Группы АФК и всей отрасли устойчивого развития в России.
— Ваш проект «Лифт в будущее» был многократно отмечен как передовой, в том числе ООН. Почему вы решили пойти с ним на конкурс в рамках текущего рейтинга лидеров корпоративной благотворительности и что для вас означает оценка проекта в конкурсе?
— Буду откровенной. Я убеждена, что добрые дела не должны делаться в тишине. Именно поэтому мы используем любую возможность, чтобы лишний раз рассказать о проектах фонда. Безусловно, каждая премия, которую «Лифт в будущее» с невероятной гордостью выигрывает уже второй год подряд, добавляет мотивации сотрудникам, чьи бессонные ночи, безудержные споры и кропотливый труд делают проект востребованным. Любая награда ценна по-своему, но быть лучшим среди сотен и даже тысяч проектов в очень сложной секторальной борьбе — это подтверждение того, что мы создаем правильный и нужный продукт.
— Расскажите о центре устойчивого мышления — как появилась идея его создания и внутри образовательного проекта «Лифт в будущее» появился блок, посвященный устойчивому развитию?
— Примерно год назад фонд проанализировал, как в компаниях группы обстоят дела с повесткой устойчивого развития, и мы увидели, что в корпорации есть однозначные лидеры всего российского бизнеса, а есть компании, которые только-только подступались к теме ESG и внедрению правил корпуправления, социальной и экологической ответственности. Вот тогда и возникла идея конвертировать фонд в своеобразный хаб по обмену знаниями. Нашим лидерам — МТС, «Сегеже», «Эталону», которые прошли сложный пусть внедрения высочайших стандартов ведения бизнеса, мы предложили поделиться знаниями с теми, для кого фокус на ESG еще не стал ежедневной задачей. Кроме того, мы привлекли в качестве экспертов внешние компании с уникальными наработками в ESG. Так появились курсы с Coca-Сola, IBM, IKEA, KFC — это признанные мировые звезды sustainability.
Продвижение повестки устойчивого развития в корпорации фонд начал с погружения в нее руководителей всех уровней: от акционеров до тех, кто управляет функциональными подразделениями в компаниях группы. Весной и летом прошли три образовательных модуля: от глубокого разбора климатических подоплек всего комплекса вопросов по устойчивости до разбора предлагаемых рынком зеленых инструментов, от правил построения взаимодействия с регионами, где работают наши компании, до выстраивания прозрачной структуры управления. Группа компаний АФК — один из передовиков и лидеров ESG-повестки в России. Можно сказать, что у нас получались не просто лекции и семинары, а практические воркшопы с детальным разбором насущных задач и комментариями преподавателей ведущих учебных заведений. К слову, мы до сих пор получаем запросы на организацию таких модулей не только от компаний, входящих в АФК.
В ноябре 2020 года фонд запустил онлайн-платформу «Лифт в будущее», задачей которой является помощь молодежи в поиске себя, в выборе профессии и, возможно, получении своей первой работы в корпорации. Широко известен факт, что 80% выпускников вузов не приспособлены к незамедлительному выполнению обязанностей в офисе. Любой работодатель тратит на доучивание такого сотрудника от шести месяцев до двух лет в зависимости от сложности профессии. При этом очень часто бывший выпускник, даже самый отличник, не обладает так называемым набором soft skills. Никто не учит студентов работе в команде, лидерству, умению декомпонировать задачи и делегировать их, а потом пересобирать и создавать проекты. Такие навыки каждый работодатель дает своему молодому сотруднику самостоятельно. Для этого большие компании создают корпуниверситеты либо вступают в тесное взаимодействие с вузами, учреждают там собственные кафедры или даже меняют под себя учебные планы. Не будем лукавить: доучивать приходится в том числе по базовым профессиональным знаниям, что связано с тем, что высшая и средняя школы, к сожалению, безвозвратно отстали от реалий бизнеса. Тут на помощь приходят и вузовские центры компетенций, и WorldSkills, но и они не способны пока сократить разрыв потребностей бизнеса и возможностей учебных заведений. Наиболее показательны тут два примера: мощнейший образовательный сектор, созданный «Сбером»,— Сберуниверситет, это самостоятельная и очень сильная по программе структура, в которой даются дополнительные знания молодым сотрудникам, переучиваются те, чьи профессии вот-вот исчезнут с повестки компании (reskilling), и повышают свои знания сотрудники, рассчитывающие обзавестись новыми навыками (upskilling). «Газпром нефть» пошла иным путем: своих будущих работников они готовят в нескольких вузах, на базе которых при помощи нефтяной компании и с привлечением ее финансирования созданы специализированные факультеты. Оба эти примера подтверждают тезис о том, что студента надо подтянуть к запросам бизнеса, но не обучать навыкам устойчивого существования.
Наш фонд пошел немного другим путем: мы сложили две задачи — необходимость внедрения повестки ESG и профориентацию молодежи, с целью получения новых кадров мы приготовили блюдо, достойное мишленовских звезд: помимо soft skills мы стали предлагать студенчеству и сотрудникам обучение так называемым метанавыкам, мне больше нравится называть это супернавыками,— это то, без чего современный работник не найдет «правильную» работу, не получит достойное вознаграждение за свой труд и останется на обочине жизни. К таким умениям мы относим креативное мышление, trend watching (база визионерства), критическое мышление, экосистемность — понимание того, как на бизнесе отразится то или иное изменение одного из компонентов процесса, ответственное потребление.
— Почему вы решили делать образование в области устойчивого развития системным и в чем ваши преимущества по сравнению с традиционным академическим и бизнес-образованием в этой области?
— Прежде всего отметим, что нет никакого академического образования в области устойчивого развития, как не предусмотрено и такой академической специальности. Ее, по сути, и не может быть. Попробую пояснить. В больших консалтинговых компаниях, безусловно, служат профессионалы, понимающие, из каких компонентов состоит это самое устойчивое развитие, как те или иные параметры устойчивости можно довести до целевых показателей, как помочь компании стать более ответственной и зеленой. Но консалтинг — это выдача рекомендаций, а не работа засучив рукава. Так что все эти умные и полезные советы кто-то должен реализовать непосредственно в бизнес-единицах. В крупных корпорациях устойчивое развитие и повестка ESG не могут быть «приписаны» какому-то одному человеку — это так называемые сквозные компетенции, и внедряются в компаниях они целой группой сотрудников разных функциональных подразделений: это и GR, и PR, и взаимодействие с инвесторами, и, что часто не понимают работодатели, огромный пласт работы в сфере ESG проводится подразделениями HR. В настоящее время мы наблюдаем волну создания отделов ESG в российских компаниях, и тут интересно понаблюдать, в какое подразделение передается основная ответственность для имплементации этой повестки. Чаще держателями ESG являются финансовый блок или блок отношения с инвесторами — подразделения, реализующие социальную ответственность. Но есть значительное число корпораций, в которых за устойчивость отвечают пиарщики или экологи, хотя я знаю огромную компанию, где внедрение повестки устойчивого развития отдано под неусыпный контроль службы безопасности.
Вот и получается, что знаниями в сфере устойчивого развития должны обладать все сотрудники компании. Есть расхожий и очень верный тезис о том, что если совет директоров утвердил политику в сфере УР, а кассир за минуту не может объяснить, как это к нему относится, то в компании нет никакого устойчивого развития. Так вот задачей фонда является просвещение, образование сотрудников каждой компании группы в сфере ESG и устойчивого развития. Тут огромное поле деятельности: от пропаганды бытовой экологичности до пояснения механизма применения устойчивости на каждом рабочем месте. Ведь трудно предположить, что есть некий универсальный набор знаний и навыков, который могут в равной степени применять упаковщик покупок «Озон», айтишник МТС, швея детского бренда Acoola, врач «Медси», агроном «Степи» или финансист корпоративного центра. А вот результат их стабильности как раз общий для всех — успешный корпоративный бизнес, который оставляет будущим поколениям шанс на такое же успешное существование.
Мы задавали вопрос сотрудникам различных компаний и студентам: «Что для вас значит декарбонизация?» Более 70% респондентов считают, что надо сортировать мусор, а второй по популярности ответ гласит, что в скором времени всем придется пересесть в электромобили. Вот и все. Такое вот заземление глобального тренда. Как раз после этого опроса фонд создал образовательный курс «Экопривычки» с интерактивным тренажером: там можно самостоятельно примерить на себя различные сценарии ежедневного существования. И понять, в чем разница. Не учебник прочитать или посмотреть поучительное видео, а именно осознанно прийти к пониманию того, как правильнее и почему.
Следующим шагом стала «упаковка» всех наших образовательных курсов в единый продукт. Тут нам также пришлось обращаться к лучшим специалистам: мы пригласили преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова, Европейского университета, школы бизнеса «Сколково». Приятно, что наш курс уже несколько месяцев является самым просматриваемым среди курсов по ESG на бесплатной открытой платформе Stepik.
Ноябрь всегда довольно сложный месяц, когда мы запускаем новые проекты, так вот в этом году мы занялись сборкой кастомизированных образовательных курсов по устойчивому развитию для наших активов, в бизнесе которых ESG играет важную роль.
— Помимо образования центр стремится стать полноценным think tank в сфере устойчивого развития. Расскажите о месте и участии БФ «Система» в соответствующем экспертном сообществе.
— Инициативы, которые реализует фонд, стали настоящими бенчмарками для сообщества. Последний год волна различного рода конференций, форумов, саммитов по устойчивому развитию, по планам реализации ЦУР и национальных целей буквально заполонила эфиры, и мы не избежали этой участи: фонд стали приглашать на такие мероприятия, чтобы поделиться опытом. Для фонда это важная задача. Только в обсуждении с другими игроками рынка мы можем довести наши проекты до совершенства, а значит, предлагать пользователям четко оформленные образовательные продукты.
Тема устойчивого развития активно продвигается РСПП и ТПП, там на постоянной основе проходят встречи специалистов, обсуждаются самые насущные вопросы, можно даже сказать, что мы брейнстормим, доводим идеи различных компаний и комитетов до идеала. Там же мы вместе формируем важные для рынка документы, в том числе на тему экологии, социальных инвестиций, климатических норм. Прямо перед поездкой на саммит в Глазго на климатическом комитете РСПП поднимался вопрос о подготовке профессиональных климатологов, факультет для которых открыла ВШЭ. Фонд же со своей стороны стал инициатором создания курса по ответственному потреблению, который мы создадим и передадим РСПП для распространения среди членов союза.
Часто говорят, что без внедрения принципов ESG и без внимательного отношения к природе (в первую очередь, но не исключительно) бизнес обречен, а нашим будущим поколениям просто не достанется той прекрасной планеты, которая есть в нашем распоряжении сейчас. Но если взрослое население хотя бы начинает, хоть и не без доли сарказма, прислушиваться к просьбам этично вести бизнес, а для студенчества и молодежи тема экологичности существования стала чуть ли не новой религией, то для подростков и детей эта тема остается малопонятной. Ну да, в школах повсеместно поставили боксы для сбора батареек и крышечек, но мало кто пояснил школьнику, зачем это нужно и что происходит с этими крышечками потом.
«Лифт в будущее» пошел более короткой дорогой и приступил к созданию серии суперкоротких анимационных мультиков, в которых не просто назойливо рекомендуется сортировать мусор, а дается прямой призыв, по сути, call to action — сделай то или иное простое действие, и ты поможешь планете. У нас не было времени спросить, почему никто этого не сделал ранее ни в одном госучреждении, институции и министерстве, имеющих отношение к воспитанию подрастающего поколения — тех, кто через 12–15 лет придет на смену сегодняшним менеджерам. Для «Лифта в будущее» такая работа — это не только и не столько просвещение, сколько шаг к тому, чтобы в будущем в корпорации трудились люди, осознанно относящиеся к себе и окружающему миру.
А поскольку все продукты «Лифта в будущее» абсолютно бесплатны и доступны онлайн 24/7, то мы уверены, что наши курсы, тесты и тренажеры востребованы огромным количеством компаний, работающих в разных сферах бизнеса. И не только в «АФК Система».
— В чем заключается ваша работа в области устойчивого развития для бизнеса и о каких именно услугах идет речь?
— В настоящее время фонд разрабатывает методологию расчета воздействия социальных и экологических проектов на капитализацию компании. Такой практики в России нет. Ее, откровенно говоря, нет и в мире. Но почти каждая компания занимается социальными и экологическими проектами, помогает решению проблем населения регионов, в которых представлена, заботится о своих сотрудниках, а в последнее время еще и дает обещания стремительно достичь углеродной нейтральности. Если раньше социальные задачи решали благотворительными проектами, то теперь так не очень получается — далеко не все (точнее, даже зачастую не все) филантропические проекты в равной степени полезны бизнесу. Поэтому запрос на то, чтобы взвешенно относиться к социальным инвестициям, давно назрел у бизнеса. Но сложно разработать методологию для широкого рынка на базе опыта монокомпании. В этом у БФ «Система» колоссальное преимущество, поскольку портфель АФК состоит из активов с абсолютно разными бизнес-задачами: телекоммуникации, биотех, сельское хозяйство, девелопмент, ритейл, медицина и так далее. Это и стало главным триггером той работы, которую мы взялись проделать. Сейчас еще рано говорить о каких-то результатах, но в настоящий момент мы проводим скрининг бизнес-процессов нескольких наших активов, который станет базой для выработки рекомендаций и подходов к внедрению политик УР в компаниях с объяснением того, как определить те самые ЦУР, выполнение которых и гласит об ответственности компаний, сделаем верхнеуровневый чек-лист, который призван помочь компании самоопределиться с тем, что уже сделано, а что еще предстоит, чтобы достижение целей шло оптимально быстро. Как итог рассчитываем получить некий алгоритм, по которому любой бизнес сможет создать себе пакет инициатив в сфере взаимодействия с сообществом и средой, который будет комплиментарен основной бизнес-задаче компании. Словом, мы в начале сложного, но интересного пути. С удовольствием поделимся результатами.
— Поделитесь планами развития проекта на ближайшее будущее.
— Прекрасно поставлен вопрос. По сути, все проекты фонда давно слились в едином — это «Лифт в будущее». Наша задача сейчас найти правильную модель взаимодействия с HR-подразделениями активов, которые поддерживают нас с момента запуска онлайн-платформы. Сейчас мы трансформировались из чисто профориентационной платформы в объемный PRE-HR хаб. «Лифт» собирает широкое представительство молодежи, которая мотивирована на пополнение своих знаний и навыков не только через изучение контента, предлагаемого на платформе, но и через вовлечение в наши волонтерские мероприятия, практики, стажировки в компаниях группы. Для удержания слушателей мы построили многоэтапную систему бонусов и вознаграждений — своеобразные ступени, или правильнее этажи, на которые поднимается «Лифт». Бесспорно, верхняя точка для молодежи — получение приглашения на работу в одну из компаний АФК.
Для сотрудников группы разрабатываются и постоянно пополняются курсы по супернавыкам, проводятся онлайн- и офлайн-мероприятия. Сейчас часто слышишь, что повестка ESG в Европе продвигается десятилетиями, для европейца экологичность — это норма жизни, а в России это пока в диковинку. Мы ставим себе амбициозную, но важную цель. «АФК Система» — лидер во многих высокотехнологичных направлениях бизнеса. Мы уверены, что основной капитал крупнейшей финансовой корпорации страны — это ее сотрудники, которые все вместе и каждый в отдельности разделяют ценности корпорации по ответственному ведению бизнеса.