Социальные программы вне рейтинга
Передовые филантропические проекты бизнеса
В 2021 году в конкурсе социальных программ компаний, который проводился «Форумом доноров» в рамках проекта «Лидеры корпоративной благотворительности», было девять номинаций. Участвовать в нем можно было без подачи заявки на основной рейтинг. Партнеры некоторых из них объясняют, почему эти номинации были важны именно сейчас, как проходил отбор победителей и какие требования к ним предъявлялись.
«Грантовые конкурсы совершенствуются год от года»
Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов, о номинации «Лучшая программа, способствующая устойчивому развитию с помощью грантовых конкурсов (лучший грантовый конкурс)»:
— Четыре года существует номинация «Лучший грантовый конкурс» в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности». Эти годы показали, что для решения задач устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности инструмент грантового конкурса применяют самые разные по размеру и отраслевой принадлежности компании. Компании-лидеры, их корпоративные фонды или фонды-партнеры, которые проводят конкурсы несколько лет, совершенствуют их из года в год, переводят на цифровые платформы, добавляют компоненты обучения и консультирования, инкубирования и акселерации команд и проектов, формирования сообществ. Это позволяет предоставлять поддержку более широкому кругу инициативных групп и организаций, помогать им в развитии и оказывать позитивное воздействие на жизнь людей, способствуя изменению качества жизни и самореализации граждан.
Поступившие в номинацию 11 заявок были оценены экспертами по 12 критериям. По каждому из критериев эксперты выставляли оценку от 0 до 2 баллов. Средние баллы заявок в итоговом рейтинговом списке компаний составили от 9,5 до 19,5. В номинации заявлены различные и по конструкции, и по качеству конкурсы. Суммарный объем грантовых конкурсов всех заявителей в этом году превысил 0,7 млрд руб. За четыре года в поле нашего зрения попали 26 грантовых конкурсов ответственного бизнеса (без учета повторно участвовавших). Их ежегодный бюджет составляет более 1 млрд руб.
«Корпоративные программы учитывают важнейшие направления стратегии государственной культурной политики»
Мария Гуськова, генеральный директор Центра культурных стратегий и проектного управления, о номинации «Лучшая программа (проект), направленная на поддержку культуры и искусства»:
— Второй год подряд в проекте «Форума доноров» «Лидеры корпоративной благотворительности» присутствует номинация, предложенная Минкультуры России,— «Лучшая программа (проект), направленная на поддержку культуры и искусства». Для нас очень важно, что в номинации существенную роль играют проекты, созданные в целях сохранения и популяризацию объектов культурного наследия.
Программы, участвующие в конкурсе, разрабатываются с учетом важнейших направлений cтратегии государственной культурной политики, положения которой являются приоритетами в работе не только Министерства культуры, но и других федеральных органов исполнительной власти и, соответственно, имеют значение всероссийского масштаба.
Минкультуры России оказывает активную поддержку некоммерческим организациям, творческим коллективам, талантливой молодежи. Регулярно выделяются субсидии на переоборудование, модернизацию и реконструкцию организаций культуры, объектов культурного наследия, активно поддерживается отечественный кинематограф.
Вместе с тем ни в коем случае нельзя отрицать вклад коммерческого сектора, участие крупных корпораций и компаний в поддержке культуры и искусства в нашей стране.
В 2020 году было представлено много интересных программ организаций—участников проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» в области культуры и искусства. Цели этих мероприятий более чем созвучны с политикой, проводимой Министерством культуры.
В нынешнем году участники представили не менее интересные и в некотором роде самобытные проекты. Конечно, у всех мероприятий разный формат, отличается подход и охват аудитории, но все они объединены одним — искренним желанием сделать культурную жизнь хотя бы отдельно взятого города более насыщенной и увлекательной. Хочется пожелать им удачи, расширения географии реализуемых проектов, а также всесторонней поддержки со стороны государства и общества в этом благородном и нелегком деле.
«Жюри поддержало долгосрочные программы, которые носят системный характер»
Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей, о номинации «Лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в контексте устойчивого развития и стратегии бизнеса»:
— Перед Россией, как и другими странами, стоят амбициозные задачи достижения Целей устойчивого развития. Бизнесу здесь принадлежит значительная роль, но общий успех зависит от эффективности совместных усилий государства, предпринимателей, НКО и общества в целом.
Вклад бизнеса в решение социальных проблем традиционно является значительным, усиливается влияние на качественные преобразования социальной среды. Российский союз промышленников и предпринимателей как многолетний партнер проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» с самого его начала ежегодно учреждает номинацию, направленную на выявление лучших корпоративных практик устойчивого развития территорий присутствия, раскрывающих системный подход к организации социальной деятельности и связь программ с общей стратегией бизнеса компании.
В 2019 году название номинации было обновлено с учетом глобальной повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и решения задач нацпроектов: «Лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в ее связи со стратегией бизнеса и в контексте устойчивого развития».
У каждой компании формы участия бизнеса в социально-экономическом развитии территорий могут быть разными. Все зависит от решаемых компаниями задач и объемов выделяемых средств. Эффективность проектов компаний возрастает от партнерства с властью и некоммерческими организациями. Компании-лидеры демонстрируют системность корпоративной благотворительности, высокое качество управления социальными инвестициями, устойчивый результат. Принципы устойчивого развития с учетом ESG-факторов — движение к целям устойчивого развития и национальным целям — ложатся в основу стратегий компаний. С учетом этих позиций рассматривались заявки участников конкурса в номинации.
Поддержку жюри получили долгосрочные программы, которые носят системный характер, успешно сочетают показатели результативности социальных инвестиций с эффективными технологиями реализации программ, соответствие общей стратегии деятельности компании с актуальностью для региона, реагируют на новые вызовы, развивают сотрудничество, поддерживают партнерства.
«Проекты в сфере здоровья и благополучия человека все более устойчивы и эффективны»
Константин Войцехович, советник регионального офиса Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) по Восточной Европе и Центральной Азии, о номинации «Лучшая программа, способствующая реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН по обеспечению здоровья, здорового образа жизни и благополучия человека в интересах устойчивого развития»:
— Первое, что бросается в глаза,— существенно возросший уровень качества всех без исключения проектов, поданных в этом году на соискание номинации ЮНЭЙДС и ООН в России «Лучшая программа, способствующая реализации ЦУР по обеспечению здоровья, здорового образа жизни и благополучия человека в интересах устойчивого развития». Cвою роль в этом сыграли и усилия компаний-номинантов, успешно осваивающих или создающих новые передовые практики, и очень системная проактивная работа, в том числе в сфере методологии, со стороны организаторов конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» ассоциации донорских и благотворительных организаций «Форум доноров». Тот факт, что интенсивная работа в режиме постоянного диалога с партнерами ведется на протяжении всего года, самым положительным образом сказывается и на качестве представленных проектов, и на их тематическом разнообразии, и, соответственно, на растущей плотности оценок.
Можно с уверенностью сказать, что российский корпоративный сектор сумел в течение всего года-полутора не просто перенастроить и адаптировать свои проекты к объективно существующим ограничениям в условиях пандемии COVID-19, но и существенно нарастить свои усилия в сфере корпоративной благотворительности, ориентированные на людей, нуждающихся в постоянной или регулярной помощи, на местные сообщества, на собственных сотрудников и их близких. Обращает на себя внимание и возросшее качество обратной связи при работе с благополучателями. Все это позволяет уверенно говорить, что проекты, реализуемые в сфере общественного здоровья и благополучия человека, становятся все более устойчивыми, эффективными, тщательно сфокусированными на интересах и потребностях целевой аудитории.
«Микро- и малые предприятия способны точечно решать глобальные социальные проблемы»
Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда «Наше будущее», о номинации «Лучшая программа по поддержке микро- и малого предпринимательства в России»:
— В этом году состоялся дебют номинации «Лучшая программа по поддержке микро- и малого предпринимательства в России», были выработаны новые стандарты оценки проектов, направленных на развитие малого бизнеса. Мы рады совместно с СИБУРом выступить партнером нового направления конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» и дать экспертную оценку действующим программам.
Малый бизнес — это основа инновационного развития страны и устойчивой экономики. Поддержка предпринимателей способствует формированию конкурентоспособной, гибкой и адаптивной рыночной среды, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость диджитализации и стабильную занятость населения, что особенно важно в небольших региональных городах.
Представители микро- и малого предпринимательства способны точечно решать глобальные социальные проблемы. Любые инициативы крупных компаний, направленные на развитие этого сектора экономики, заслуживают высокой оценки и общественного признания. Особенно актуальными программы, представленные в номинации, стали в связи с потрясениями, которые пережили предприниматели из-за распространения COVID-19 и ограничительных мер, заставивших всех игроков рынка изменить правила игры и экстренно адаптироваться. В такой ситуации поддержка стала как никогда необходима.
В этом году участниками номинации «Лучшая программа по поддержке микро- и малого предпринимательства в России» стали семь корпоративных программ, среди них — широкоохватные проекты с многолетним опытом и точечные инициативы, которые только набирают обороты в отдельных регионах или сферах деятельности.
Приоритетом при рассмотрении заявок номинантов стали инициативы, решающие актуальные проблемы территорий и отдельных целевых групп через создание и поддержку устойчивых предпринимательских проектов. Фокус внимания экспертов обусловлен ролью, которую малый бизнес играет в социально-экономическом развитии своих городов и регионов.
«Компании работают с людьми и имеют возможность быстро улавливать их стремления»
Николай Валуев, депутат Государственной думы, председатель общественного совета АНО «Общественный форум "Экология"», о номинации «Лучшая программа (проект) в сфере экопросвещения»:
— Внимание к экологии со стороны государства, бизнеса и общества — это реальность сегодняшнего дня. Ответственное отношение к окружающей среде стало неотъемлемой частью повестки устойчивого развития современных компаний. И это не только технологическая трансформация производственных процессов в сторону более гуманных по отношению к природе, но и привлечение внимания широких слоев населения к наиболее актуальным экологическим проблемам и повышение экологической культуры граждан.
В основе любых реформ всегда лежит готовность людей к их реализации. Без повышения нравственной культуры общества никакие законы и постановления не будут действенными. Можно развивать инфраструктуру, вкладывать деньги, но если ею никто не будет пользоваться, то это будет бессмысленно. Подготовить население России к масштабным изменениям в сфере экологии и повлиять на отношение людей к основным экологическим проблемам — это огромная задача, которую необходимо решать сообща.
Ответственный бизнес уже давно реализует масштабные и качественные проекты, которые направлены на то, чтобы вдохновлять людей на посильный вклад в сохранение экологии России и дать возможность каждому сделать небольшой, но важный шаг к чистоте своего родного края.
Компании непосредственно работают с людьми и имеют возможность быстро улавливать их стремления, чтобы направить в нужное русло, дать инструменты и поддержку. Они берут на себя важную миссию — просвещать население по самым разным вопросам. Это и осознание важности проблем изменения климата и окружающей среды от действий человека, и вовлечение в раздельный сбор мусора, и воспитание бережного отношения к лесам и водоемам, и гуманное отношение к животным, и внедрение в сознание людей новых привычек, подходов к привычным вещам и связанных с этим терминов (например, таких, как upcycling) и многое другое. Экологически ответственный бизнес работает не только со своими сотрудниками и населением, но и с другими компаниями, вовлекая их в экологическую повестку.
Роль партнера номинации «Лучшая программа (проект) в сфере экопросвещения» очень почетна и ответственна. В номинации нам хотелось подчеркнуть роль бизнеса в экологическом просвещении населения. Именно люди с экологическим мышлением будут строить «зеленую» экономику будущего.
Все компании-номинанты представили прекрасные и нужные обществу проекты, поэтому выбор был очень сложным. Мы постарались отметить наиболее комплексные программы, которые охватывают различные аспекты экологической повестки в стране. Также важной была нацеленность на решение актуальных проблем территории, где реализуется проект, количество вовлеченных людей, качественные результаты, инновационность подхода, возможность масштабирования, участие партнеров и экспертов. Отрадно, что почти все представленные проекты будут расширяться и преобразовываться. Их широкое освещение будет способствовать распространению и популяризации опыта.
В последнее время звучит критика в сторону бизнеса относительно того, что компании не хотят нести ответственность за территории, на которых работают. Да, есть такие примеры, но зачастую именно бизнес самостоятельно выходит с инициативами и реализует качественные программы по комплексному развитию регионов с высокой эффективностью; также много сил вкладывается в работу с населением, включающую образовательные и просветительские программы. Государству необходимо чаще замечать и подчеркивать эти стремления. Что касается выполнения экологических требований, то на государственном уровне должны быть созданы такие условия, чтобы не выполнять их было не только невыгодно, но и невозможно.
Победители конкурса корпоративных социальных программ проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2021 году
|
Источник: Форум доноров