«Необходимо создавать завтрашние решения уже сегодня»
Генеральный директор SAP CIS — о сквозной цифровизации и ESG-повестке
В 2021 году российский бизнес ускорил внедрение цифровых технологий на фоне масштабных государственных программ поддержки IT-отрасли и необходимости соответствовать запросам клиентов и новым вызовам. При этом цифровая трансформация идет гладко далеко не во всех сегментах. О перспективах сквозной цифровизации процессов, самых востребованных у бизнеса IT-решениях и политике импортозамещения рассказал генеральный директор SAP CIS Андрей Филатов.
— В 2020 году на фоне пандемии цифровая трансформация носила несколько спонтанный характер: компании оперативно наращивали IT-инфраструктуру и занимались ускоренной цифровизацией. Как изменился процесс в 2021 году?
— У нас были ожидания, что 2021 год будет другим и ситуация с пандемией будет полегче, чем в 2020 году. Но в этом плане все оказалось практически так же: локдауны и перевод на удаленную работу. Бизнес приспособился к условиям пандемии и перестал их воспринимать как что-то экстраординарное. Например, крупный продуктовый ритейл сохранил темпы цифровизации своих процессов. Мы видим всплеск интереса к цифровым технологиям в сегменте компаний с оборотом €10–500 млн: здесь четкий рост спроса на облачные решения, особенно на нашу технологию RISE with SAP.
К сожалению, в 2021 году, несмотря на наши ожидания, многие предприятия пока не пришли к пониманию необходимости сквозной цифровизации. Пока бизнес чаще вкладывается не в комплексные проекты по цифровой трансформации, которая и обеспечивает синергию, а в быстрые и недорогие решения. Это порождает лоскутную цифровизацию, при которой автоматизирована и цифровизирована лишь часть всего бизнес-процесса предприятия. Очевидно, что при таком подходе не удается получить все преимущества перехода на новые IT-решения.
— Можете привести пример?
— Предположим, вы решили оцифровать логистические процессы в своем бизнесе и начали со складов, вложившись в роботизацию процесса хранения и отправки продукции. Благодаря этому работа склада ускорилась в два раза. Но вы не обеспечили цифровизацию этапов производства продукции. В итоге склад работает в два раза быстрее, но наполняется с той же скоростью, что и раньше. Эффект от инвестиций минимальный, синергии нет. Такая ситуация ожидаемо вызывает раздражение топ-менеджмента, который возлагал большие надежды на технологии. Мы же надеемся, что бизнес придет к пониманию того, что цифровизировать процессы необходимо не по отдельности, а насквозь.
— Какие решения в области управления предприятием были наиболее востребованы в нынешнем году?
— Одним из актуальных решений в силу пандемии остается внедрение систем доставки товаров клиентам, а также в целом решения в области «умной» логистики. Наш опыт и технологии позволяют внедрять их даже для крупнейших партнеров буквально за четыре-шесть месяцев. Например, мы развернули у Ferroni, крупного российского производителя дверей, решение в области транспортного менеджмента SAP TM: от построения оптимального маршрута транспорта до автоматизации контрактной работы управления складами. Этот сегмент крайне важен для бизнеса: практика показывает, что при плохо отлаженной логистике бизнес может потерять на «последней миле» огромные деньги. В итоге после внедрения решения транспортные расходы партнера снизились на 10%, и к тому же он уменьшил страховые запасы на 30%. Это колоссальный эффект.
Другой интересный кейс был у нашего партнера из сферы алкогольного ритейла «ВинЛаб». В следующем году у него большие планы по масштабированию. Поэтому мы заранее развернули наше платформенное облачное решение, в которое входят: управление клиентским опытом, маркетинговые системы, бизнес-аналитика, логистика, управление складами (решения из портфолио Customer Experience: SAP Marketing Cloud, SAP Commerce Cloud и SAP Customer Data Cloud). Это не просто дашборд или панель управления, а система, которая на основе потоков данных выдает топ-менеджменту информацию о процессах в реальном времени и инсайты.
Важным для нас стал проект комплексной сквозной трансформации Biocad на базе SAP S/4HANA, компания производит вакцину «Спутник V» и другие препараты для борьбы с новым вирусом. Благодаря решениям в области управления бизнес-процессами и проектирования переход удалось завершить за месяцы, в разы сократив цикл от разработки до производства новых продуктов. А в текущей ситуации пандемии скорость имеет большое значение.
— По вашим ощущениям, стали ли компании с большим энтузиазмом смотреть на технологии Big Data и AI?
— Сегодня сама по себе технология Big Data трансформировалась. Изначально она подразумевала хранение и анализ больших массивов данных. Сейчас горячие данные уже не складывают в одно место — это требует все больших инвестиций в инфраструктуру. Информация анализируется в потоке, необходимости в долгосрочном хранении становится все меньше. В нашей платформе SAP S/4HANA больше 250 механизмов машинного обучения, которые позволяют анализировать данные на лету. Поэтому актуальным становится использование облачных вычислений, а не собственной инфраструктуры, создание которой требует больших инвестиций. Облака дают возможность быстро развернуть решения в области Big Data и оперативно их масштабировать в зависимости от потребностей.
— Мы привыкли считать, что в авангарде цифровизации стоят банки, телеком-операторы, маркетплейсы. Как сегодня идет цифровая трансформация промышленных и добывающих предприятий?
— Мое личное убеждение заключается в том, что российские металлургические предприятия сегодня намного дальше продвинулись в цифровизации, чем самые передовые банки. Изучите любую российскую компанию в этой отрасли, и вы увидите высокий уровень цифровой трансформации. У некоторых из них, например, взаимодействие с клиентами уже давно происходит через маркетплейс. Практически у всех развернуты облачные решения, обеспечена цифровизация производственных процессов, систем безопасности, HR, они активно работают в направлении ESG-повестки. К тому же крупнейшие российские энергетические и промышленные предприятия используют технологии VR и AR и цифровых двойников производств. Предположим, нужно обучить персонал АЭС работе в аварийной ситуации. Она моделируется внутри цифрового двойника, затем сотрудники надевают AR-очки и благодаря им отлаживают свои действия. Один из самых интересных для таких предприятий сегментов сегодня — предиктивная аналитика при техническом обслуживании оборудования. Это колоссальный пласт для внедрения IT-решений.
— В последние полгода мы видим рост популярности ESG-направления у крупных российских компаний. Как вы вписываетесь в этот тренд и какие цели ставите для себя в ESG?
— SAP серьезно относится к этому направлению. В частности, к 2023 году компания станет углеродно-нейтральной: мы полностью перейдем на использование возобновляемых источников электроэнергии. Помимо этого SAP уже много лет придерживается принципов ликвидации компьютерной безграмотности, инклюзивности и гендерного равенства. Но в случае ESG речь идет не только о наших планах и нашей ответственности. Более 70% трансакций компаний по всему миру происходят через системы SAP. Мы понимаем масштаб процессов и поэтому можем помочь нашим партнерам по всему миру реализовывать их ESG-стратегии. SAP первым разработал решение SAP Product Footprint Analytics, которое позволяет собирать данные, например, об углеродном следе и использовании пластика для любого продукта или услуги на всех этапах: начиная от производства и логистики и заканчивая утилизацией. Продукт помогает управленцам готовить ESG-стратегии для бизнеса на основе достоверных аналитических данных. Сейчас SAP сотрудничает с «большой четверкой» при запуске этого решения у наших партнеров.
— Как оцениваете текущие государственные проекты по импортозамещению в IT-сфере?
— В 2021 году растущая ориентированность госкомпаний на импортонезависимость стала мощным трендом, который будет укрепляться с каждым годом. Но, нужно признать, ряд инициатив вполне позитивен. Например, пакеты мер поддержки IT-отрасли, принятые в этом году, а также стимулирование цифровизации предприятий через программы господдержки. Мы ведем диалог с государством и нашими партнерами и готовы содействовать в разработке новых решений. К тому же SAP запустил собственный магазин IT-приложений для бизнеса, благодаря которому российские разработчики решений могут найти клиентов не только в России, но и во всем мире. Совсем недавно в него добавили решение по ESG от «Ансельм» и «Яндекс.Маршрутизацию», которые теперь доступны клиентам SAP во всем мире. Мы работаем над тем, чтобы на площадке было представлено как можно больше приложений российской разработки.
— Складывается ощущение, что политика жесткого протекционизма на российском IT-рынке будет только усиливаться.
— На мой взгляд, политика технологической изоляции, на которой настаивает ряд стейкхолдеров, непродуктивна. Мы как международная компания надеемся на плодотворное сотрудничество с российскими органами власти и разработчиками — у SAP есть весь необходимый опыт и стек технологических решений для совместного решения задач по цифровизации российских предприятий и ведомств, есть необходимые сертификаты ФСТЭК. Вместе мы добьемся большего. Не нужно тратить время на разработку сегодняшних технологий — необходимо создавать вместе завтрашние решения уже сегодня.
— Чего вы ожидаете от 2022 года?
— Я могу выделить несколько ключевых трендов. Во-первых, начнется рост масштабных проектов бизнеса и государства по сквозной цифровизации, лоскутных IT-решений будет становиться все меньше. ESG-повестка в российском бизнесе существенно усилится: все те компании, которые сегодня присматриваются к модели ESG, в 2022 году начнут ее интеграцию в собственные бизнес-стратегии.