Мяч за звание чемпиона Америки
Лионель Месси в седьмой раз получил главный футбольный приз
Самый, может быть, трудный в карьере Лионеля Месси год принес ему седьмой «Золотой мяч». Итоги очередного конкурса, определившего обладателя главной индивидуальной награды в футболе, которые многим его знаменитостям, ставившим на победу снайпера «Баварии» Роберта Левандовского, показались спорными или даже несправедливыми, стали, кажется, идеальным подтверждением как силы персональной магии аргентинца, так и недооценки европейским взглядом Copa America. Именно выступление в этом турнире, видимо, было важнейшим фактором, обеспечившим Месси награду.
Эта церемония вручения «Золотого мяча», обладателя которого уже 65 лет определяет издание France Football, проводя опрос среди журналистов из разных стран, будет стоять особняком в череде всех аналогичных церемоний. Не само парижское гала, а итоги конкурса, в прошлом году отмененного из-за пандемии коронавируса. Во всяком случае, невозможно вспомнить, чтобы какой-то из предыдущих вызывал такое огромное количество настолько эмоциональных откликов — не с позитивным, а негативным оттенком.
Вчера ведущие медиаресурсы с удовольствием публиковали подборки постов в соцсетях, отрывков из интервью, посвященных победе Лионеля Месси. Выдающийся аргентинец, и так рекордсмен по числу завоеванных «Золотых мячей», получил в Париже седьмой. Но в подборках поздравления в адрес Месси соседствовали с высказываниями футбольных знаменитостей, удивленных или возмущенных выбором. О том, что он не соответствует реальной иерархии, представлениям о справедливости, чаще всего говорили знаменитости немецкие — Лотар Маттеус, Оливер Кан, Тони Кроос, уверенные в том, что куда достойнее «Золотого мяча» был снайпер «Баварии» Роберт Левандовский. К этому хору с удовольствием присоединялись и те, кто к Германии никакого отношения не имеет,— допустим, бывший вратарь сборной Испании Икер Касильяс. «Месси, безусловно, один из лучших, но вы же понимаете, кто был самым лучшим»,— написал Касильяс в Twitter, тоже делая слишком хорошо читавшийся кивок в сторону бившего бомбардирские достижения Левандовского, год назад заслужившего присуждаемый Международной федерацией футбола (FIFA) аналог «Золотого мяча».
Пресса была еще прямее. Bild называла исход соревнования «скандальным», Corriere dello Sport — «фарсом». Но и это ерунда на фоне жесткости отдельных болельщиков, приравнивавших первое место Месси к «наглой краже».
Всех этих людей: и матерых игроков, и авторов газетных колонок, и простых фанатов — понять можно легко. И в самом деле, на фоне чересчур бросающихся в глаза достижений Роберта Левандовского, забивавшего голы пачками, не допускавшего срывов, все время удерживавшего высочайший уровень, достижения Лионеля Месси смотрелись не такими очевидными, что ли. Строго говоря, это был трудный для него год, может быть, труднейший в карьере. В первой его половине Месси мучился с перестраивающейся «Барселоной» и был не в состоянии вернуть ей прежний облик. Каталонцы выиграли Кубок Испании, но в остальных турнирах потерпели то, что по их меркам следует приравнивать к провалу: третье место в чемпионате страны, вылет без вариантов в стартовом раунде play-off Лиги чемпионов после столкновения с ПСЖ. Сам Месси, конечно, много забивал и часто ассистировал партнерам. Но все же, откровенно говоря, не так много и часто, как бывало раньше.
Вторая половина года открылась его бегством из родного клуба в ПСЖ, а продолжилась совсем не ярким стартом в парижском клубе. Те, кто думал, что Месси в 34 года с ходу обретет в нем статус вожака, ошибались. Адаптация получилась не такой уж простой. По существу, она продолжается до сих пор. Все это очень не похоже на то, за что дают «Золотые мячи».
Впрочем, может быть, эмоции когда-нибудь схлынут, и кое-кто из нынешних критиков вдруг поймет, что причины-то поставить Лионеля Месси на верхушку были — даже вполне рациональные, не имеющие никакого отношения к, видимо, все еще жутко сильной магии аргентинца, въевшейся в тех, кто освещает футбол, привычке видеть именно в нем его фронтмена. «Золотой мяч» — и перечень его владельцев это убедительно доказывает — история не про детальный разбор достоинств игроков, анализ их формы, а про абсолютно конкретные, наиболее выпуклые кейсы. Про топовые турниры, в которых кто-то из команды-триумфатора совершает бесспорные подвиги.
Так вот, у команд Роберта Левандовского больших побед не было. «Бавария» срезалась в Лиге чемпионов, а немецкие титулы для нее — рутина, сборная Польши не вышла из группы на чемпионате Европы, несмотря на все старания форварда. В этом смысле на кандидата в лауреаты «Золотого мяча» даже больше Левандовского тянул занявший третье место в конкурсе Жоржиньо, цементировавший игру в средней линии и «Челси», взявшего главный еврокубок, и сборной Италии, обскакавшей всех на европейском первенстве. Но опорники всегда чуточку обделены персональной славой. Зато у Лионеля Месси большая и значимая, имеющая особую сладость победа была.
За титулом, завоеванным с национальной сборной на топовом турнире, титулом, подчеркивающим величие, уточняющим его, он гонялся полтора десятилетия. Аргентинцы и с Месси нередко оказывались предельно близки к нему, но последний, решающий шаг никак совершить не могли. Им удалось это сделать на проходившем летом в Бразилии Copa America.
Европейский взгляд склонен недооценивать южноамериканский чемпионат. Такова реальность — он обычно остается в тени чемпионата, приблизительно в те же сроки проходящего по другую сторону Атлантики. Но в действительности Copa America — это состязание, по уровню, по плотности вряд ли принципиально уступающее тому, что проводит Союз европейских футбольных ассоциаций (UEFA). Добираясь до золота, сборная Аргентины опередила в группе четвертьфиналистов чемпионата мира 2018 года уругвайцев, мощных чилийцев, в полуфинале справилась с участниками play-off мирового первенства колумбийцами, в финале — с самими бразильцами. А статистика замечательно рассказывает о доле Месси в этом золоте. Всего аргентинцы забили на Copa America 12 мячей. Он принял участие в девяти из дюжины голевых комбинаций, либо завершая их, либо отдавая решающий пас партнеру. Вот и бесспорный подвиг, игнорировать который было бы, не исключено, так же преступно, как и бомбардирскую стабильность Левандовского.