Вымирающий вид

Дмитрий Шестоперов о поглощении «Утконоса» «Лентой»

Пионера интернет-торговли продуктами — сервис «Утконос» — на рынке за неповоротливость называют «тяжелым танком e-grocery», а его конкурентов — легкими и маневренными БТР. Было очевидно, что закат «Утконоса» как самостоятельного интернет-ритейлера — дело времени. Похоже, точка невозврата была пройдена 16 декабря, когда сеть «Лента» объявила о покупке «Утконоса».

Дмитрий Шестоперов

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Сделка была ожидаема, учитывая, что у обеих компаний один владелец — «Северсталь» Алексея Мордашова. Пока стороны не раскрывают детали будущего взаимодействия. Но для участников рынка очевидно, что «Утконос», войдя в периметр «Ленты», перестанет быть самостоятельным игроком на рынке.

Интернет-ритейлер еще в 2012 году, отказавшись от офлайн-магазинов, сосредоточился на онлайн-доставке со складов. Тогда аналитики называли решение спорным. Но такая стратегия с расцветом в пандемию экспресс-доставки от 15 минут должна была позволить сервису быстро удовлетворить потребность клиентов. Зато это помогло другим сервисам, появившимся на рынке гораздо позже «Утконоса», нарастить свою долю. Первопроходец так и остался позади.

Я, как, возможно, и коллеги, недоуменно хмурил брови, глядя на результаты сервиса в первый год пандемии, когда начался бум онлайн-заказов.

Тогда обороты «Утконоса» росли на десятки процентов, а у его значительно более молодых конкурентов — на сотни. В третьем квартале 2021 года оборот компании вообще снизился на 3%, отмечали в Infoline. Стало очевидно, что ветеран рынка не справляется.

Когда более молодые конкуренты бросились сжигать миллиарды на агрессивный захват рынка, «Утконос» не решался отступать от наработанной модели и жертвовать маржой в пользу новых клиентов. Других игроков это заставляла делать жесткая конкуренция, возникшая в сегменте во второй половине 2019 года, когда к сервисам доставки продуктов возник повышенный интерес розничных компаний и инвесторов.

К тому моменту уже запустились несколько стартапов, на рынок вышли крупные корпорации. Они активно стали продвигаться и в медиа, в то время как «Утконос» все дальше отходил в тень. Это выглядело странным для игрока, проторившего, по сути, путь всем остальным.

Еще одной причиной заката «Утконоса», как бы парадоксально это ни звучало, могло стать и наличие общего собственника с «Лентой».

Возможно, в какой-то момент менеджмент онлайн-ритейлера понял, что не стоит напрягаться в борьбе за выживание компании: на помощь в любой момент придет «старший брат». И последний эти надежды оправдал. Только вот сам «танк e-grocery» рискует в результате стать экспонатом «музея старой военной техники».

Вся лента