Рыба под российским флагом
Улову из иностранных вод выправляют документы
Российские рыбаки опасаются, что из-за существующих правовых пробелов в Таможенном кодексе ЕАЭС могут лишиться значительного объема рыбы, добываемой в акватории других государств по международным соглашениям и в районах совместного промысла. Эта проблема актуальна прежде всего для работающих на Шпицбергене. Свою версию правок кодекса подготовило и Минэкономики, но она не удовлетворяет рыбаков.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) 29 ноября на заседании своей комиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре обсудил проблемы, которые могут возникнуть в связи с поправками в Таможенном кодексе ЕАЭС, подготовленными Минэкономики РФ. Речь идет о признании российским продуктом рыбы, добываемой в исключительной экономической зоне РФ (ИЭЗ) и открытом океане. Об этом “Ъ” сообщили несколько участников встречи. Председатель комиссии Герман Зверев подтвердил обсуждение вопроса.
Сейчас в Таможенном кодексе ЕАЭС не урегулирован вопрос происхождения рыбы и рыбной продукции, отмечает один из собеседников “Ъ”.
«Из-за этого,— поясняет он,— в зоне риска оказалось 4 млн тонн, добываемые российскими рыбаками за пределами территориальных вод: это около 80% всего объема».
Сейчас, уточняет собеседник “Ъ”, таможенные органы не обязывают декларировать такую рыбу, основываясь на судебной практике. Но участники рынка опасаются, что из-за пробелов в Таможенном кодексе ЕАЭС процедура может быть применена в любой момент, добавляет источник “Ъ”.
Минэкономики подготовило проект поправок в Таможенном кодексе ЕАЭС и внесло на обсуждение в ЕЭК в сентябре 2020 года. В министерстве на запрос “Ъ” не ответили. «Минэкономики предлагает признавать товаром ЕЭАС, не подлежащим декларированию, рыбу, добываемую в ИЭЗ и открытом океане, что не решает полностью проблему»,— говорит замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников.
В перечень не попали районы промысла, находящиеся в зонах других государств, и акватории совместной добычи по международным соглашениям, подтверждает источник “Ъ” в отрасли. Там, по его данным, добывается около 600 тыс. тонн рыбы ежегодно.
Проблема актуальна прежде всего для рыбаков, работающих в Северном бассейне, поясняет гендиректор Союза рыбопромышленников Севера (СРПС) Константин Древетняк. По его словам, в российской зоне Баренцева моря треска и пикша мельче, чем в норвежской части у архипелага Шпицберген, где и предпочитают добывать рыбу российские компании. «Если добытая там рыба будет признаваться иностранной, то возникнут дополнительные затраты на декларирование продукции»,— полагает господин Древетняк.
Кроме того, российские компании могут лишиться части квот в зонах действия международных соглашений, считает управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов: «Признание иностранным товаром рыбы, добытой в таких акваториях, затруднит подтверждение объема вылова и обоснование квот по историческому принципу». По мнению Сергея Сенникова, необходимо закрепить принцип, что определяющим для происхождения рыбы является флаг судна, добывающего ресурс, вне зависимости от района промысла.
48,9 миллиарда рублей
составил общий оборот рыболовных компаний в сентябре, по данным Росстата.
Начальник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Елена Бричева сообщила “Ъ”, что вопрос обсуждается. Между странами ЕАЭС существует договоренность, что иностранная рыба не облагается таможенными пошлинами в рамках льготы, пояснила она. О нулевой пошлине говорят и в Росрыболовстве.
Александр Ефремов указывает, что также не урегулирован вопрос с производством продукции из рыбы, добытой иностранными судами. Ранее «Доброфлот» производил в море консервы из иваси, добытой японскими рыбаками. Проект пришлось закрыть из-за претензий таможенных служб, говорит он. Но Сергей Сенников считает, что этот вопрос необходимо рассматривать отдельно. Если признавать такую продукцию российской без установления специальных условий, считает эксперт, то иностранная рыба может получить беспрепятственный доступ к отечественному рынку.