Пивовары яблокируются
AB InBev Efes может выйти на рынок сидра в России
Пивоваренная AB InBev Efes вслед за Heineken и «Балтикой» может выйти на российский рынок сидра. Компания уже подала заявку на регистрацию нового бренда. Для крупнейших пивоваров, бизнес которых сильно страдает из-за заметной доли промо, сидр должен быть более доходным продуктом. Но приход нового игрока на рынок грозит ужесточением конкуренции.
Российская структура пивоваренной компании AB InBev Efes (бренды BUD, Stella Artois, Corona Extra) в ноябре подала в Роспатент заявку на регистрацию торгового знака Bon Season, в том числе по классу сидра. На этикете изображено яблоко, а также есть надпись, говорящая, что продукт сделан из натурального яблочного сока. Источник “Ъ” в отрасли подтвердил, что AB InBev Efes планирует запуск своего сидра в России. Директор по маркетингу AB InBev Efes Ольга Гавриленко говорит, что компания ищет новые возможности для расширения портфеля:
«Мы относим сидр к перспективной категории, и у нас есть потенциальный интерес к развитию в ней в будущем».
Рынок сидра растет динамичнее пивного. По подсчетам Nielsen, с октября 2020 года по сентябрь 2021 года продажи пива в России выросли на 5% в деньгах и на 2% в натуральном выражении, а продажи сидра за тот же период увеличились на 10% и 8% соответственно. По прогнозам Euromonitor International, по итогам 2021 года оборот российского рынка сидра может вырасти на 8,8%, до 7,66 млрд руб.
Ближайшие конкуренты AB InBev Efes уже продают свой сидр в России.
«Балтика» (входит в Carlsberg Group) работает в сегменте под брендом Somersby, Heineken — под марками «Мистер Лис» и Strongbow. Директор по корпоративным отношениям Heineken Алексей Воробьев говорит, что в январе—июне 2021 года продажи сидра компании выросли более чем на 10%, а по итогам третьего квартала Heineken заняла 77% российского рынка в объеме. В «Балтике» сообщили, что в январе—сентябре продажи Somersby выросли на 42% в натуральном выражении год к году.
Директор ЦИФРРА Вадим Дробиз отмечает, что крупнейшие пивоваренные компании в последние годы теряли долю на традиционном рынке, запускать новые сорта пива становится сложно, поэтому игроки вынуждены выходить в новые сегменты для расширения ассортимента. По его словам, потребление сидра в России последние два года активно растет, но объем этого рынка остается ограниченным. Так, поясняет эксперт, годовое потребление пива оценивается в 600 млн дал, пивных напитков — 80 млн дал, а сидра — 5–6 млн дал. В Heineken согласны, что объем рынка сидров в России сравнительно небольшой, но отмечают потенциал категории.
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин со ссылкой на ЕГАИС говорит, что в 2020 году в России было произведено 5,6 млн дал сидра и пуаре, 41,9% этого рынка занимала Heineken, а 11,1% — «Балтика».
По его словам, более 90% продающегося в России сидра приходится на напитки из яблочного концентрата, а остальное — на продукт, сделанный из плодов. Председатель Национальной ассоциации производителей традиционного сидра (объединяет компании, выпускающие напитки из плодов, включая «Заповедник», «Абрау-Дюрсо», «Яблочный спас») Александр Казаков отмечает, что аудитория традиционного сидра и напитка массового сегмента почти не пересекается.
Как полагает господин Небольсин, сидр AB InBev Efes в первую очередь будет отнимать долю рынка у Heineken и «Балтики», если компания предложит продукт с сопоставимым вкусом по более низкой цене. Так, Somersby и «Мистер Лис» в «Перекрестке» стоит 65–75 руб. за 400 мл, а St. Anton «Яблочного спаса» — от 129 руб. за 500 мл.
По словам источника “Ъ” в отрасли, сидр для транснациональных пивоваренных компаний также должен быть более доходным продуктом, так как на крайне конкурентном пивном рынке остается высоким давление промо. По данным Nielsen, в 2020 году 47% пива в России продавалось со скидками.