Латинский квартал года
Зима повысила спрос на туры в Доминикану и Мексику
Сохраняющиеся из-за пандемии ограничения на азиатских курортах и дефицит качественных отелей в Египте вынуждают россиян искать альтернативные варианты зимнего отдыха. Это уже привело к резкому росту спроса на туры в Латинскую Америку, доля которой в общей структуре бронирований за два года почти утроилась. Стоимость таких турпакетов остается высокой, но существенно увеличить доходы турбизнеса это не позволит из-за ограниченной емкости направлений.
Доля стран Латинской Америки в общей структуре бронирований туров на этот зимний сезон достигла 20% против 7,5% за тот же период 2019 года, сообщил “Ъ” представитель Национальной сети турагентств Игорь Блинов. По данным Travelata.ru, сейчас страны Латинской Америки формируют 16% зимних бронирований, за два года спрос на них вырос на 74%. А в Level.travel прирост продаж по доступным направлениям региона за два года оценивают в 20%.
Самое востребованное зимой направление — Доминиканская Республика, которое, по словам Игоря Блинова, сейчас формирует 10% продаж. Следом идут Куба — 7%, Мексика — 2% и Венесуэла — 1%. Эксперт констатирует, что существенно этот список в предстоящем зимнем сезоне уже не поменяется: основной объем туров на новогодние каникулы реализован.
Латинская Америка стала для организованных туристов альтернативой азиатским направлениям, на которые в 2019 году приходились совокупно как раз около 20% продаж, констатирует господин Блинов.
Полномасштабная продажа туров в традиционно популярные у россиян зимой Таиланд, Вьетнам и Индию пока не началась: в этих странах сохраняются жесткие эпидемиологические ограничения. «В Таиланд можно поехать, хоть и с трудностями,— поясняет директор по маркетингу Travelata.ru Олег Козырев.— Кроме того, пока открыт Египет». Эксперт считает, что популярность Латинской Америки вызвана в числе прочего стартом туроператорских программ в Венесуэле и мягкой политикой властей Доминиканской Республики и Мексики относительно прибывающих туристов.
В Tez Tour соглашаются, что страны Латинской Америки оказались в выигрышном положении на фоне отсутствия Азии и дефицита качественного размещения в Египте. Венесуэла при этом может войти в тройку лидеров стран Карибского бассейна по уровню спроса, отмечают в компании. Хотя в Tez Tour сомневаются, что такие предложения станут полноценной альтернативой закрытым азиатским странам из-за более длительного и дорогостоящего перелета. Затраты на перелет могут достигать 60–65% от цены тура, подтверждает господин Блинов. Представитель «Интуриста» Дарья Домостроева отмечает, что ее компания пока не планирует запуск программ в Венесуэле, но фиксирует высокий уровень спроса на Доминиканскую Республику, Мексику и Кубу. Эксперт говорит о кратном увеличении продаж, который объясняется существенным расширением географии вылетов и увеличением числа партнеров-перевозчиков.
Но переориентация спроса в этом году не поможет бизнесу получить существенный дополнительный доход.
Несмотря на высокую стоимость туров в Латинскую Америку, маржинальность бизнеса снижается: туроператоры традиционно зарабатывают на объемах продаж, а не на стоимости продукта, поясняет собеседник “Ъ” на рынке. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе отмечает, что норма доходности на латиноамериканских направлениях все же выше, но текущий рост доли этого направления во многом связан с эффектом низкой базы. «Емкость этих направлений существенно ограничена в сравнении с азиатскими странами»,— поясняет эксперт.
Пока спрос на Латинскую Америку растет только у организованных туристов. В Aviasales, OneTwoTrip и «Туту.ру» не заметили особого интереса к этому направлению у самостоятельных туристов: в структуре бронирования на их долю приходится менее 1% бронирований перелетов в Латинскую Америку. В эти страны скорее путешествуют в составе организованных туров, в то время как спрос самостоятельных туристов сконцентрирован на более понятных направлениях— Турции, Египте, ОАЭ, констатируют в «Туту.ру».
В то же время, отмечают в Aviasales, сейчас растет активность перелетов бизнес-классом в Латинскую Америку. За два года спрос на такие билеты в Бразилию вырос на 50%, в Мексику — более чем в 2,5 раза. В компании связывают этот тренд с концентрацией спроса состоятельных путешественников, для которых тоже доступно ограниченное число направлений. Пассажиры в принципе хотят больше личного пространства и, даже путешествуя экономклассом, стали чаще докупать свободное место рядом, говорят в Aviasales.