Слово умолчания
Илья Усов о пенсионных инициативах президента
Выступления российских высокопоставленных лиц все больше производят впечатление речей, произносимых при византийском дворе. Чтобы понять их смысл, нужно очень хорошо разбираться в происходящих событиях, не всегда очевидных широкой публике. Иначе иногда можно воспринять такие заявления как случайный набор фраз или какую-то шифровку.
Исключением не стал даже президент. В речи на форуме «Россия зовет», рассказывая об отечественном фондовом рынке, Владимир Путин попросил правительство подготовить предложения по налоговым вычетам на доходы физлиц «при долгосрочном вложении средств в российские ценные бумаги» и «подумать о софинансировании государством таких накоплений». Кроме того, глава государства подчеркнул, что «нужно защитить интересы граждан и гарантировать их сбережения», сделав «механизм аналогичным… системе страхования банковских вкладов».
Казалось бы, такие льготы уже вовсю используются. Например, граждане освобождаются от налога на доходы с ценных бумаг при владении ими больше трех лет. Или по индивидуальным инвестиционным счетам (ИИС) есть несколько вариантов налоговых вычетов.
Но загадочная просьба президента становится понятной, если добавить всего одно слово — «пенсия». И тогда все встает на свои места. Среди известных сейчас инструментов фраза о налоговых стимулах при долгосрочных инвестициях касается так называемого ИИС третьего типа, открываемого минимум на десять лет и прозванного «пенсионным», с инициативой которого год назад вышел ЦБ (см. “Ъ” от 29 октября 2020 года).
«Подумать о софинансировании» необходимо в рамках стандартизированной схемы по негосударственному пенсионному обеспечению, в которую гражданам можно будет переводить их пенсионные накопления (см. “Ъ” от 27 сентября). Она также была одобрена и ЦБ, и Минфином.
Что касается механизма, аналогичного страхованию банковских вкладов,— это разработанная Банком России система гарантирования добровольных пенсионных программ (см. “Ъ” от 3 декабря 2019 года). Созданная по аналогии с действующей системой для пенсионных накоплений, она, по мысли ее инициаторов, также должна стимулировать граждан самостоятельно копить на пенсию.
Отрадно, что предложение господина Путина правительству «проработать» эти три инициативы в российских реалиях означает, по сути, финальную визу, которая открывает дорогу их реализации. Печально другое: речь президента, в которой намеренно избегается важное в жизни любого человека слово «пенсия», говорит о том, что репутационные издержки, связанные с обеспечением этого периода жизни человека, перевешивают насущность проблемы. А значит, сейчас с пенсией по-прежнему что-то не так.