Акционеров позвали в Высокий суд Лондона
«Южуралзолото» подал иск к Petropavlovsk с требованием заблокировать продажу акций IRC
Крупнейший акционер Petropavlovsk — «Южуралзолото группа компаний» (ЮГК) подал иск в Высокий суд Лондона с требованием заблокировать сделку по продаже акций железнорудной компании IRC и созвать внеочередное собрание акционеров. В 2020 году Petropavlovsk договорился с инвестиционной компанией Stocken о продаже 29,9% акций IRC за 10 $млн. «Южуралзолото» натаивает, что стоимость доли существенно занижена. Эксперты считают, что ЮГК имеет достаточно высокие шансы на победу в суде.
«Южуралзолото группа компаний» (ЮГК) направил в Высокий суд Лондона иск к золотодобывающей компании Petropavlovsk, крупнейшим акционером которой является. Причиной стал спор о продаже 29,9% акций крупнейшего производителя железной руды на Дальнем Востоке IRC Limited инвестиционной компании Stocken Board AG. Иск подан 30 ноября, сообщает Petropavlovsk.
Согласно сообщению, ответчиками кроме самой золотодобывающей компании названы все независимые директора лично. «Южуралзолото» просит суд обязать Petropavlovsk провести внеочередное общее собрание акционеров для рассмотрения вопроса о продаже доли IRC и запретить до этого момента директорам какие-либо действия по закрытию сделки. «Petropavlovsk намерен защищать свои интересы в связи с иском и ходатайством, дальнейшие заявления будут сделаны должным образом»,— говорится в сообщении.
Предварительное соглашение о продаже 29,9% акций IRC за $10 млн Petropavlovsk и инвестиционная компания Stocken Board AG заключили в марте 2020 года «при условии выполнения определенных отлагательных условий». В мае этого года сделку одобрил кредитор дальневосточной железнорудной компании IRC — Газпромбанк. Petropavlovsk выступает гарантом по обязательствам IRC по двум кредитным договорам с банком. Руководство золотодобывающей компании заявляло, что основная цель продажи пакета акций — избавиться от этой гарантии. В мае 2021 года сделка стала обязательной для исполнения.
ЮГК неоднократно заявляла, что выступает против продажи доли Petropavlovsk в IRC, поскольку условия сделки не отвечают деловым интересам золотодобывающей компании.
«Данная сделка заключалась в иных экономических условиях по инициативе Павла Масловского, руководившего компанией Petropavlovsk PLC в тот период времени. В частности, цена по предполагаемой сделке в размере $10 млн существенно ниже текущей биржевой стоимости 29,9% акций IRC Limited около $65 млн, по данным Гонконгской фондовой биржи»,— сообщает компания.
Кроме того, в ЮГК отмечают, что в рамках встречного предоставления по сделке Petropavlovsk будет освобожден от поручительств перед Газпромбанком на сумму около $200 млн, но, по данным отчета IRC от 28 октября, чистый долг компании перед банком не превышает $60 млн. «Таким образом, досрочное освобождение Petropavlovsk от поручительств перед Газпромбанком не может рассматриваться как справедливое встречное предоставление за продаваемый пакет акций IRC»,— считают в компании. На прошлой неделе ЮГК направило в совет директоров Petropavlovsk требование не закрывать сделку до рассмотрения этого вопроса на общем собрании акционеров и заявило о готовности защищать свою позицию, а также интересы акционеров Petropavlovsk всеми законными способами.
«Южуралзолото» Константина Струкова стала крупнейшим акционером Petropavlovsk в феврале 2020 года, выкупив 22,37% акций, а также облигации, которые можно было конвертировать еще в 5,97% акций, у структур Романа Троценко. Стоимость пакета оценивалась в $170 млн. В сентябре этого года источники «Ъ» в банковских кругах рассказали, что господин Струков рассматривает возможность продажи своей доли в Petropavlovsk из-за затяжного корпоративного конфликта. Летом 2020 года ряд акционеров, в том числе ЮГК, не поддержали назначение в совет директоров гендиректора и основателя Petropavlovsk Павла Масловского. Впоследствии ему было предъявлено обвинение по ч.4 ст.160 УК РФ («Присвоение или растрата»). По версии следствия, он похитил более 95 млн руб. у «Покровского рудника». В ноябре этого года обвинение переквалифицировали на «мошенничество» (ч.4 ст.159 УК РФ).
Аналитик финансовой группы «Финам» Алексей Калачев отмечает, что вопрос целесообразности этой сделки, действительно, довольно спорный. «Возражения ЮГК как акционера и держателя большого пакета облигаций компании Petropavlovsk понятны, поскольку цена сделки в $10 млн в 6,5 раза ниже текущей рыночной стоимости этого пакета. Но есть и другая сторона вопроса — акции продаются по этой цене с условием снятия с компании Petropavlovsk гарантийных обязательств по кредитной линии IRC Limited, которые по состоянию на август 2021 года составляли порядка $143,5 млн. В то же время, как видно, IRC самостоятельно вполне справляется с погашением долга, ведь изначально кредитная линия составляла $225 млн»,— отмечает эксперт. Он также отмечает, что затянувшиеся корпоративные споры внутри Petropavlovsk неблагоприятны для капитализации компании, поскольку их акции заметно отстают от других бумаг сектора.
Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что у ЮГК есть все шансы на успешную защиту своих интересов в суде. «Вероятность того, что суд встанет на сторону ЮГК я бы назвал достаточно высокой. А вероятность признания законной крупной сделки без созыва внеочередного собрания акционеров, на повестку которого этот вопрос должен быть вынесен, стремится к нулю. ЮГК является мажоритарным акционером, который может с легкостью блокировать сделку в случае несогласия с ее условиями. Если позиция мажоритарного акционера не будет учтена и сделка все равно будет заключена на невыгодных, по мнению акционера, условиях, суд с исключительно высокой вероятностью эту сделку признает ничтожной»,— говорит юрист.