Чеканная монеточка
Татьяна Алешичева о втором сезоне «Ведьмака»
17 декабря платформа Netflix покажет второй сезон «Ведьмака» — главного фэнтези-сериала года.
Вышедший в 2019 году первый сезон «славянского фэнтези» по романам Анджея Сапковского критики встретили нареканиями на запутанный сюжет и невнятную драматургию. Зрителю пришлось продираться через страдающее сказочное Средневековье, следуя сразу трем сюжетным линиям из разных времен, которые до поры никак не сопрягались. Проще всего было следить за приключениями самого Ведьмака — Геральта из Ривии (Генри Кавилл), седовласого и желтоглазого мутанта, за деньги сражавшегося с нечистью. Что парень он неплохой, было понятно уже из первой серии, где он отказывался убивать проклятую принцессу Ренфри по заказу пакостного чародея Стрегобора (Ларс Миккельсен). Впоследствии выяснялось, что Ведьмак вообще мыслит экологично и не склонен лютовать понапрасну. Но добрую половину сезона его странствия походили на стандартный процедурал: он регулярно разделывался с очередным монстром, выходя невредимым из каждого квеста, но никак не мог обрести собственную судьбу и внятную биографию.
Второй сюжет строился вокруг судьбы деревенской горбуньи Йеннефер (Аня Чалотра), поступившей в обучение в магическую школу Аретуза и обернувшейся знойной красоткой и смышленой колдуньей,— именно она к финалу сезона становилась возлюбленной Ведьмака. Третий сюжет был посвящен юной принцессе Цири (Фрейя Аллан). Она бежала из своей вотчины Цинтры, разоренной враждебным Нильфгаардом, а с Ведьмаком ее связали узы Предназначения. Финал венчала эпическая битва при Содденском холме, когда северные королевства и маги Аретузы вынудили войско Нильфгаарда отступить.
Увязав три разрозненных повествования в одно, ко второму сезону создатели сериала подошли во всеоружии — тем удивительнее выглядит первый эпизод, снова отсылающий зрителя к стандарту «монстр недели». Странствия Ведьмака обрели смысл — он защищает от опасности юную Цири. Вдвоем они попадают в замок дружественного монстра Нивеллена (Кристофер Хивью), где перед ними разыгрывается классический сюжет «Красавицы и чудовища» — история медвежьеголового заколдованного рыцаря с кабаньими клыками, который ищет любовь, чтобы избавиться от проклятия. Сапковский часто иронично переиначивал на свой лад канонические сказки (Ренфри из первого сезона - это Белоснежка!) — и это как раз такой случай. Но теперь не связанный с основным действием эпизод больше не выглядит обособленным: он задает романтический и тревожный тон повествованию. Речь в нем идет о судьбе и невозможности ее обмануть — том самом Предназначении, которое связывает и Ведьмака с принцессой. Геральт привозит Цири в крепость Каэр-Морхен — логово ведьмаков, где заправляет их учитель Весемир (Ким Бодния в седых усах подковой похож на кэмпового Тараса Бульбу) и где целеустремленная принцесса будет упражняться в ведьмаковском кроссфите, свирепо дубася мечом соломенное чучело.
Тем временем чародейка Йеннефер, которую Геральт считает погибшей при Соддене, вместе с товаркой, колдуньей Фрингильей (Мими Ндивени), томится в плену у лесных эльфов. Сюжет нового сезона основан на третьей книжке ведьмаковской серии «Кровь эльфов» (1994), и этим существам уделено особое внимание. Это уже не ангелоподобные и прекраснодушные толкиновские блондины, а гонимые и озлобленные создания, которых люди притесняют и держат в гетто — а те в ответ уходят партизанить. Нетерпимость к ним разжигает и пакостный Стрегобор: мол, остроухие спелись с захватчиками из Нильфгаарда.
Обретя новое дыхание, второй сезон больше не вязнет в разнородных сюжетах и стилях, и приключения каждого персонажа в преддверии новых потрясений обретают собственную логику и связность. В тревожном мире фантазийные герои усложняются и рефлексируют: «Находишь любовь — а она оказывается просто желанием, загаданным тем, кто тебя даже не знает! — сокрушается Йеннефер, формулируя свою мысль так, будто посещала лакановские семинары.— А если, родившись слабым, обретаешь силу — тебя используют».
Отрадно видеть, как фантазийное повествование наращивает драматургические мускулы и взрослеет, но за новой серьезностью совершенно теряется юмор, который все же проклевывался в сериале раньше — за него главным образом отвечал спутник Ведьмака бард Лютик (Джоуи Бэти). Его песня «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» породила множество мемов, и для него приготовили новый душераздирающий хит, который, вероятно, ждет та же судьба. А шутки тем не менее кончились. Эпик удался, но после просмотра шести из восьми серий, которые платформа показала критикам, хочется, наряду с аплодисментами героическому и романтическому их настрою, все-таки шепотом спросить: куда уехал секс — он был еще вчера? За исключением единственной сцены средневекового стриптиза в логове ведьмаков, сериал стал выглядеть на диво целомудренно — будто Netflix дышит в затылок чопорному «Диснею», где нельзя оголяться из-за детских рейтингов. Разнузданный канон, заданный «Игрой престолов», сменился новым пуританством, будто на глаза нынешним телепродюсерам положили по чеканной монете с надписью «16+».
Смотреть: Netflix