Владимир Путин обозначил «красную линию»
Стоит ли ожидать подписания договора о нерасширении НАТО на восток
Президент Владимир Путин потребовал гарантий нерасширения НАТО на восток. Устные обязательства Запад не выполняет, поэтому нужны юридические, заявил глава России. По его словам, на границах растет напряженность из-за приближения военной инфраструктуры Североатлантического альянса и учений в странах-соседях России. Летом, например, вооруженные силы НАТО и Украины проводили учения в Черном море. А в Киеве попросили увеличить присутствие альянса.
Говоря о гарантиях для России, Путин пытается начать новый этап во внешней политике, считает главный редактор сайт Carnegie.ru Александр Баунов: «Это адресуется не к НАТО, а к Вашингтону. В Москве не считают Берлин и Париж субъектами внешней политики. С президентом Байденом в принципе пошло неплохо, потому что он в отличие от Трампа, не считается пророссийским, соответственно, он более свободен, чтобы что-то сделать на российском направлении. Путин завершил внутриполитическую реформу, РФ живет при новой Конституции. Теперь ему нужно завершить переоформление внешней политики.
Россию не должны больше, с его точки зрения, воспринимать как продолжение 90-х в мире. Он говорит: хорошо, если бы в ответ на наше конструктивное поведение были какие-то гарантии безопасности, то есть признание за нами какой-то сферы влияния. И сейчас впервые высказаны открытые требования, по сути, подкрепленные вооруженной силой и в ближнем зарубежье, и на границах стран, которые считаются западными союзниками.
Путин впервые предлагает: давайте мы получим гарантии, которых достойна сверхдержава, какие получил Китай в разговоре между Си Цзиньпином и Джо Байденом на саммите.
Во-первых, США не вступает в открытый конфликт с Китаем, во-вторых, Соединенные Штаты не вмешиваются во внутреннее устройство государства».
Предложение Путина предполагает активную работу дипломатов, однако в начале октября Брюссель выслал восемь сотрудников российской дипмиссии, а Москва и вовсе приостановила работу представительства при НАТО. Глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов не верит в подписание какого-либо договора: «Это заявление развивает то, что Путин сказал, выступая в МИДе на расширенной коллегии. Тогда он поручил министерству заняться проработкой вопроса о долгосрочных гарантиях с западными партнерами.
Чтобы эти вопросы прорабатывались быстрее, Путин одобрительно отозвался о тактике поддержания напряжения. На деле же, конечно, никаких гарантий не будет. Речь идет о том, что Россия пока просто декларирует, что та система европейской безопасности, которая возникла на рубеже 1980-1990-х годов, Россию больше не устраивает. Основополагающим принципом этого периода было право НАТО неограниченно расширяться. Сформулировано это было как право любой страны выбирать себе членство в альянсе. Есть огромные сомнения, что это к чему-то может привести, кроме такого же декларативного ответа. Сейчас договариваться не с кем».
В середине ноября Путин, выступая на заседании коллегии МИДа, призвал держать страны Запада в напряжении. Однако отказываться от сотрудничества с ними нельзя, подчеркнул президент. Четыре года назад он заявил, что сделка СССР и НАТО о нерасширении альянса на восток не была зафиксирована на бумаге. Путин назвал это ошибкой советского главы государства Михаила Горбачева.