Депутатам добавили советов
Новая процедура внесения может снизить число законопроектов «Единой России»
Фракция «Единая Россия» в новой Госдуме до сих пор не провела ни одного заседания координационного совета, который дает заключения на инициативы депутатов перед их внесением. Это не мешает статусным единороссам вносить законопроекты в обход «фильтра», но остальные ждут одобрения в двух советах — фракционном и партийном. Эксперт полагает, что в новом созыве может заметно уменьшиться число законопроектов от рядовых единороссов, а определять повестку будет руководство партии.
С начала восьмого созыва депутаты от «Единой России» (ЕР) внесли в Госдуму 11 законопроектов — почти вдвое меньше, чем за два первых месяца работы седьмого созыва. Собеседники “Ъ” в Думе связывают такое снижение активности с не налаженным пока процессом обсуждения инициатив во фракции и партии.
Напомним, в начале ноября президиум генсовета ЕР решил создать координационный совет при думской фракции и партийный экспертный совет по законотворческой деятельности.
Порядок предварительного рассмотрения такой: депутат направляет свой проект в координационный совет, потом в экспертный совет партии, после чего фракционный совет должен принять окончательное решение о судьбе инициативы.
В случае поддержки депутат, согласно думскому регламенту, дополнительно обязан уведомить руководство фракции о намерении внести проект. В седьмом созыве оценкой инициатив занимались координационный совет по законотворческой деятельности во главе с Андреем Исаевым и несколько экспертно-консультативных советов, но не было партийного «фильтра». В новой Думе за законотворческую работу фракции ЕР отвечает Дмитрий Вяткин.
С момента создания координационного совета он еще ни разу не собирался. «Как только будет наработан материал для рассмотрения — соберемся»,— пояснил “Ъ” господин Вяткин. При этом, как рассказал “Ъ” собеседник в совете, от депутатов ЕР, в том числе впервые избранных, поступило уже много инициатив. В частности, обсуждения ждут законопроекты Айрата Фаррахова о борьбе с нелегальным табаком и о доступности инновационных лекарственных препаратов. А, например, думский новичок Мария Бутина, отсидевшая больше года в американской тюрьме как незарегистрированный иностранный агент, еще до избрания заявляла о необходимости изменения законодательства об иноагентах, но пока, по ее словам, не вынесла свою инициативу на обсуждение во фракции, так как она еще «не проработана».
Впрочем, некоторые единороссы вносят законопроекты и без одобрения советов.
Так, глава комитета по обороне, бывший замминистра обороны Андрей Картаполов предложил поправки о квоте на обучение в вузах для детей погибших ветеранов боевых действий, глава комитета по безопасности Василий Пискарев — о заключении призывниками контракта с ФСБ, а глава комитета по экологии, экс-министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин — о «снижении антропогенного воздействия» на экологическую систему озера Байкал.
Еще один законопроект группы единороссов во главе с вице-спикером Сергеем Неверовым увеличивает штраф для «зацеперов», передвигающихся снаружи поездов. Один из его авторов Анатолий Выборный внесение проекта без обсуждения в советах объясняет наличием «писем от правоохранительных органов» и положительного отзыва правительства, то есть в данном случае есть «единая позиция». Но есть, по его словам, и более спорные инициативы, как, например, его же проект о химической кастрации педофилов, который еще находится на рассмотрении во фракции. Одобрение законопроекта в советах дает высокие шансы на его принятие, поясняет единоросс. Он также признает, что новым депутатам, наверное, сложно разобраться с процессом предварительного рассмотрения и внесения проектов (сам господин Выборный — один из наиболее активных законодателей во фракции ЕР).
Дмитрий Вяткин поясняет “Ъ”, что через координационной совет проходят проекты, не прошедшие «предварительную экспертизу» (то есть их авторы не получили самостоятельно отзывы).
Партийный «фильтр» в виде экспертного совета депутат не считает дополнительным барьером: по его словам, это «возможность для предварительной проработки проектов, особенно для коллег, избравшихся впервые». Отметим, что ранее руководство ЕР изменило положение о фракции в Госдуме, закрепив в нем обязанности фракции руководствоваться решениями руководящих органов партии и ежегодно отчитываться перед ними, а также запрет делать заявления от имени партии, если они не соответствуют ее решениям.
Руководитель Центра мониторинга правоприменения законодательства Павел Склянчук напоминает, что в седьмом созыве был введен новый порядок внесения законопроектов единороссами: экспертные советы фракции регулярно готовили заключения на инициативы депутатов. В новом созыве, по его словам, фракционные органы пока не заработали в полную силу, появилось много депутатов-новичков, плюс происходит усиление координации законотворчества со стороны партии. Эксперт не исключает, что практика внесения от ЕР не одиночных «авторских инициатив», а преимущественно законопроектов от глав комитетов и фракционных руководителей может сохраниться.