НОВАТЭК перевалит в Китай через Японию
Компания расширяет поставки СПГ в регионе
НОВАТЭК продолжает попытки расширить присутствие на газовом рынке Китая и поставлять газ не только крупным портфельным игрокам, но и конечным потребителям. Компания подписала с японской Saibu Gas соглашение о намерениях по перевалке СПГ на приемном терминале Hibiki. Доступ к этому терминалу, где СПГ будет перегружаться на менее крупные танкеры, позволил НОВАТЭКу заключить контракт с китайской Zhejiang Hangjiaxin Clean Energy Co на поставку 140 тыс. тонн СПГ с 2024 года. Заключение прямых контрактов с относительно небольшими конечными потребителями становится важным направлением бизнеса крупных поставщиков СПГ.
НОВАТЭК подписал соглашение о намерениях с японской Saibu Gas о возможности бронирования мощностей приемного терминала Hibiki под перевалку и дальнейшую поставку СПГ для китайской Zhejiang Hangjiaxin Clean Energy Co., сообщила 30 ноября японская компания. СПГ-терминал Hibiki на острове Кюсю работает с 2014 года, его мощность 2,4 млн тонн в год, на 90% принадлежит Saibu Gas, еще 10% у Kyushu Electric.
На терминале Hibiki сжиженный газ НОВАТЭКа будет перегружаться с крупных танкеров в газовозы среднего размера, а затем отправляться на СПГ-терминал Pinghu мощностью 1 млн тонн в год в Китае (провинция Чжэцзян).
Терминал расположен в заливе Ханчжоувань в 50 км от Шанхая и принимает СПГ-танкеры валовой вместимостью до 30 тыс. тонн, то есть он не способен принимать танкеры стандартного размера (они примерно вчетверо больше).
Контракт на поставку начнет действовать с 2024 года, его объем — около 140 тыс. тонн в год. Вероятно, речь идет о поставках СПГ из портфеля НОВАТЭКа в проекте «Арктик СПГ-2», поскольку именно в 2023–2025 годах запускается этот проект. В НОВАТЭКе на запрос “Ъ” не ответили.
В 2020 году НОВАТЭК и Saibu Gas обсуждали создание совместного предприятия для продажи сжиженного природного газа в страны Азии.
Партнерство с Saibu Gas позволит НОВАТЭКу получить доступ к тем азиатским клиентам, которые не имеют возможности бронировать мощности крупных СПГ-терминалов или их бизнес недостаточно велик для этого.
Так, в Китае подавляющая часть мощностей СПГ-терминалов принадлежит крупным госкомпаниям.
Кроме того, в том же году НОВАТЭК совместно с Sinopec и Газпромбанком создал совместную компанию для работы на внутреннем рынке Китая. «На каждом рынке свой "Межрегионгаз" — вот мы хотим создать такую компанию. Мы хотим продавать газ конечному потребителю»,— объяснял в июне 2019 года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон.
Традиционно СПГ в Китае закупался крупными госкомпаниями, прежде всего CNPC и Sinopec. При этом у более мелких потребителей в Китае — электростанций и промышленных предприятий — не было ни законодательной, ни технической (с точки зрения доступа к инфраструктуре) возможности закупать газ за рубежом самостоятельно. Постепенная либерализация газового рынка в Китае открыла поставщикам СПГ возможность заключения контрактов с потребителями второго уровня, чья доля в общем потреблении на внутреннем рынке страны увеличивается. Борьбу за этот сегмент также активно ведут поставщики из Катара и США. НОВАТЭК уже сообщал о 15-летних контрактах с китайской Shenergy Group совокупным объемом в 3 млн тонн и Zhejiang Provincial Energy Group на 1 млн тонн в год.
Общая мощность приемных терминалов в КНР составляет 90,4 млн тонн, большая их часть — крупнотоннажные объекты.
Среднетоннажные мощности, то есть способные принимать до 1 млн тонн СПГ в год, представлены лишь пятью терминалами суммарной производительностью в 4,4 млн тонн в год, отмечает Иван Тимонин из Vygon Consulting.
«Однако подобная инфраструктура, вероятно, продолжит создаваться для обеспечения нужд местных потребителей»,— полагает аналитик. Он напоминает, что помимо НОВАТЭКа контракты на поставку СПГ в объеме до 1 млн тонн в год в Китай также есть у американских заводов Corpus Christi и Calcasieu Pass и у катарского Qatargas, поставки по ним начнутся в 2022–2023 годах. Также, даже на меньшие объемы — от 0,3 до 0,7 млн тонн в год, портфельные контракты на поставки в Китай уже заключили BP, Shell, Petronas, Total и несколько подразделений Mitsubishi.