«Урал» избавится от китайских мостов
Завод хочет локализовать производство агрегатов
Автозавод «Урал» начал подготовку к запуску нового локального производства мостов для грузовиков и спецтехники стоимостью 15 млрд руб., 10 млрд руб. из которых компания хочет привлечь за счет госфинансирования. ФРП уже одобрил заводу заем на 2 млрд руб. на приобретение оборудования. Сейчас качество российский мостов достаточно низкое, говорят источники “Ъ”. После запуска нового производства «Урал» планирует поставлять комплектующие не только себе, но и на рынок, в том числе для прицепной техники. Однако перспективы неочевидны: для грузовиков мосты в РФ уже делает КамАЗ, а в достаточно крупном сегменте полуприцепов востребованы дисковые тормоза, тогда как «Урал» будет выпускать барабанные.
Фонд развития промышленности (ФРП, входит в группу ВЭБ.РФ) одобрил автозаводу «Урал» заем на 2 млрд руб. на первый этап реализации проекта по локализации мостов. Еще 0,9 млрд руб. инвестирует само предприятие. Средства займа пойдут на приобретение комплекса автоматических линий с ЧПУ для обработки барабанов, ступиц и тормозных дисков, который позволит обрабатывать 230 тыс. тормозных барабанов и тормозных дисков и 230 тыс. ступиц в год.
Локальное производство мостов стоимостью 15 млрд руб. планируется запустить в третьем квартале 2023 года, говорят в ФРП.
Около 10 млрд руб. автозавод планировал привлечь у государства, сообщал летом 2021 года гендиректор предприятия Павел Яковлев, то есть еще 5 млрд руб. вложит самостоятельно.
В 2020 году «Урал» вместе с активами «РМ-Терекс» перешел от группы ГАЗ Олега Дерипаски в Объединенную машиностроительную группу (ОМГ) Дмитрия Стрежнева. При этом, согласно реестру СПИК, продукция «Урала» все еще фигурирует в контракте ГАЗа. По данным «Автостата», в 2020 году «Урал» реализовал 4,1 тыс. машин.
Сейчас «Урал» закупает мосты в Китае. В ОМГ “Ъ” сообщили, что на заводе ведется подготовка к серийному выпуску мостов современной конструкции для автомобилей грузоподъемностью 9–16 тонн и строительно-дорожной техники, поставляемой силовым структурам, а также на внутренний рынок и на экспорт. Первую опытно-промышленную партию мостов автозавод рассчитывает изготовить в мае 2023 года, в ноябре 2021 года уже изготовлен первый опытный образец.
Проектом предусмотрено создание 13 модификаций автомобильных мостов и 20 модификаций мостов для строительно-дорожных машин.
К 2025 году предполагается самостоятельно выпускать не менее 18,8 тыс. ведущих мостов и осей для автомобилей только для нужд «Урала», а также около 5 тыс. комплектующих для спецтехники.
Локальное производство мостов для грузовой техники уже есть у КамАЗа, где “Ъ” назвали его «производством современных осей, в том числе для нового модельного ряда». Собеседники “Ъ” на рынке при этом отмечают, что качество локальных осевых агрегатов на всем рынке достаточно низкое, «по нему очень много рекламаций». «Клиенты все равно стараются заказывать технику с импортными мостами»,— говорит один из них, тогда как локальные мосты идут для госзакупок и оборонзаказа.
Осевые агрегаты для прицепов в РФ выпускают несколько производителей, но только ООО «БПВ Ост» (BPW — мировой производитель систем ходовой части для прицепов и полуприцепов) прошло процедуру подтверждения производства продукции на территории РФ, отмечает представитель ассоциации «Спецавтопром». Российский рынок таких агрегатов — около 60 тыс. комплектов в год, но отечественные производители изготавливают осевые агрегаты с барабанными тормозами, в то время как значительная часть производителей прицепной техники (платформы, шторные, рефрижераторы и др.) используют агрегаты с дисковыми тормозами. В ОМГ говорят, что ими используются именно барабанные тормоза, поэтому на рынок полуприцепов предполагается поставлять ступицы и барабанные группы. По мнению собеседника “Ъ”, если «Урал» «запускает производство не просто ради освоения технологии, а будет делать качественные мосты», то это повысит спрос на машины завода.