Юридически необязывающие предупреждения
Сергей Лавров предъявил США и их союзникам ультиматум России
Глава МИД РФ Сергей Лавров выступил с грозным предупреждением: Европа может вернуться к «кошмарному» сценарию военного противостояния. Этому, по его словам, способствуют планы размещения на европейской территории американских ракет средней дальности, приближение инфраструктуры НАТО к границам РФ и военная «накачка» Украины. Предотвратить эскалацию Россия надеется при помощи долгосрочных, юридически обязывающих гарантий безопасности, проект которых сейчас готовят в Москве. Эта тема, как ожидается, станет одной из ключевых в ходе беседы президентов РФ и США Владимира Путина и Джо Байдена, которая, по данным “Ъ”, может состояться в начале следующей недели.
Тревожное предупреждение по поводу риска эскалации Сергей Лавров сделал в ходе выступления на заседании министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Глава МИД РФ говорил вторым из 66 участников пленарной сессии (на ней выступают министры иностранных дел 57 стран—участниц ОБСЕ, а также представители стран и организаций-партнеров). Очередность выступления определяется жребием, после чего в кулуарах ОБСЕ по традиции начинается непубличный торг: представители ведущих держав стараются продвинуть своих министров как можно выше по списку, ради чего договариваются со странами, которым это менее важно.
Чтобы Сергей Лавров мог выступить вторым (первой была Турция, третьей от имени Евросоюза шла Словения, США были четвертыми, Великобритания пятой), по данным “Ъ”, потребовался многоходовый размен.
Впрочем, на сей раз, кажется, это отвечало интересам всех собравшихся: коллегам Сергея Лаврова явно не терпелось услышать, скажет ли он что-то важное по поводу резко усилившейся в последние недели конфронтации между Россией и Украиной. И он их не разочаровал.
Свою речь Сергей Лавров начал с неутешительного диагноза состояния дел в Европе: «ОБСЕ находится в удручающем состоянии», «архитектура стратегической стабильности стремительно разрушается», «на новой политико-идеологической основе воспроизводится черно-белая модель биполярного противостояния». «Падение берлинской стены ознаменовало окончание холодной войны, прекращение борьбы двух систем. Теперь новые стены воздвигают те, кто провозгласил себя "цивилизованными демократиями" и считает своей миссионерской задачей сдерживать "авторитарные режимы"»,— заявил российский министр.
И предупредил: в Европу может вернуться «кошмарный» сценарий военного противостояния. Это произойдет, если США разместят на европейской территории свои ракеты средней дальности и будет, по сути, воспроизведен «кризис евроракет» середины 1980-х годов. Среди других факторов, которые приближают конфронтацию, Сергей Лавров назвал приближение силовой инфраструктуры НАТО к границам России и военную «накачку» Украины. Последнее, по его словам, «подогревает настрой Киева на саботаж Минских договоренностей и подпитывает иллюзию силового решения конфликта».
Из выступления министра четко следовало, что вступление Украины в Североатлантический альянс — это «красная линия» для России. «Решение бухарестского саммита НАТО апреля 2008 года о том, что "Грузия и Украина станут членами НАТО",— мина в самое основание конструкции европейской безопасности,— заявил он.— Один раз в августе 2008 года уже "рвануло", когда пребывавший в эйфории от НАТО-перспективы Михаил Саакашвили (тогдашний грузинский лидер.— “Ъ”) решился на авантюру, которая обернулась тяжелейшими последствиями для самой Грузии и подвела ситуацию в области безопасности в Европе к опасной черте».
По словам Сергея Лаврова, «те, кто заученно повторяет бухарестские тезисы и твердит, что в вопросе расширения НАТО "третьи страны" не имеют права высказывать свою позицию, играют с огнем».
Это был явный отсыл к заявлению генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, который накануне сказал, что Россия не может и не должна пытаться влиять на вопрос об интеграции Украины в Североатлантический альянс. «В альянсе постановили, что однажды Украина станет членом НАТО. Решение о том, когда это произойдет, будут принимать 30 государств—членов НАТО и Украина,— подчеркнул он.— У России нет права вето в этом вопросе, ее мнение не учитывается. У нее нет права восстанавливать принцип сфер влияния и через это воздействовать на соседние страны».
Россия с таким подходом, судя по выступлению Сергея Лаврова, принципиально не согласна. «Превращение наших стран-соседей в плацдарм противостояния с Россией, развертывание сил НАТО в непосредственной близости от стратегически важных для нашей безопасности районов категорически неприемлемо»,— предупредил глава МИД РФ. И высказал видение Москвы, как «предотвратить скатывание к конфронтационному сценарию»: России нужны «долгосрочные, юридически обязывающие гарантии безопасности».
Напомним, накануне президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости в диалоге с США и их союзниками добиваться «договоренностей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих России систем оружия в непосредственной близости к ее территории». Он подчеркнул: России нужны «именно правовые, юридические гарантии, поскольку западные коллеги не выполнили взятые на себя устные обязательства (о том, что после воссоединения Германии НАТО не будет расширяться на восток.— “Ъ”)».
В своей речи Сергей Лавров сообщил, что Россия в ближайшее время представит соответствующие предложения. «Рассчитываем на их серьезное рассмотрение, по существу и без отговорок»,— заявил он.
При этом, отвечая на вопрос “Ъ” в ходе пресс-конференции в Стокгольме, Сергей Лавров уточнил, что речь идет о «коллективных гарантиях друг другу», которые бы учитывали озабоченности всех сторон, а не только России.
Однако пока нет признаков того, что те, кому были адресованы предупреждения и предложения — прежде всего США,— готовы к такому разговору. В ходе своего выступления в ОБСЕ госсекретарь США Энтони Блинкен недвусмысленно дал понять, кого Запад считает виновным в сложившейся ситуации. По его словам, Россия мешает эффективной работе ОБСЕ, нарушает принятые в рамках этой организации принципы и создает напряженность на границе с Украиной и внутри нее. «Мы глубоко обеспокоены свидетельствами того, что Россия строит планы агрессии в отношении Украины. Мы призываем Россию уважать суверенитет и территориальную целостность Украины, приступить к деэскалации, вернуть свои войска в нормальные мирные позиции и выполнить Минские соглашения, особенно положение о прекращении огня»,— заявил он.
После своих выступлений Сергей Лавров и Энтони Блинкен покинули пленарное заседание ради двусторонней встречи. Перед ее началом госсекретарь подчеркнул, что «агрессивные планы России в отношении Украины вызывают беспокойство не только у США, но очень много у кого в Европе».
«Думаю, Сергей (Лавров.— “Ъ”) за последние 24 часа здесь в Стокгольме слышал неоднократные выражения беспокойств по этому поводу. Лучший способ избежать кризиса — это дипломатия»,— отметил Энтони Блинкен.
Но в то же время добавил: «Если Россия решит продолжить конфронтацию, это будет иметь последствия». Сергей Лавров, в свою очередь, подчеркнул, что Россия не хочет «никаких конфликтов». Но еще раз предупредил: «Дальнейшее продвижение НАТО на восток однозначно будет затрагивать коренные интересы безопасности России».
Обсудить эту тему в ближайшее время смогут президенты России и США: по данным “Ъ”, их беседа (вероятно, по видео-конференц-связи) может состояться уже в начале следующей недели. Обсуждается 7 декабря, но дата окончательно не согласована.
По итогам встречи Сергея Лаврова и Энтони Блинкена российский МИД выпустил заявление, в котором сказано: если «законные озабоченности» Москвы по поводу Украины и НАТО не будут учтены, последствия будут «самыми серьезными», Россия примет «ответные меры для выправления военно-стратегического баланса». В ведомстве добавили: «Альтернативой этому могли бы стать долгосрочные гарантии безопасности на наших западных рубежах, что следует рассматривать как императивное требование».
То есть как ультиматум.