Письмо Екатерины II ушло с молотка
За какую сумму лот забрали на аукционе MacDougall’s
Письмо Екатерины II о пользе вакцинации продали почти за $1,5 млн. По данным аукционного дома MacDougall’s, часть переписки императрицы с графом Румянцевым, а также ее портрет, написанный художником Дмитрием Левицким, ушли с молотка единым лотом. В самом письме, датированным 1787 годом, Екатерина II писала о прививании от оспы в Малороссии и объясняла, как следует организовывать вакцинацию на государственном уровне, поскольку без нее будет нанесен «великий вред особливо в простом народе».
А за 20 лет до этого в разгар эпидемии черной оспы императрица привилась от нее сама, подав пример всему российскому дворянству, отмечает доктор исторических наук, профессор кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО Татьяна Черникова:
«Екатерина действительно вакцинировалась, была пропагандисткой этого дела. Главное, что она первой в России, среди женщин уж точно, привила не только себя, но и своего сына, будущего императора Павла I. Другое дело, что, как и все медицинские новшества, они с большим трудом пошли в массы. Среди медиков не все тоже были согласны с тем, что это хорошая вещь, многие боялись, поскольку прививали практически ослабленной живой вакциной. Смертность тоже была, но небольшая — где-то 1-2%. Но учитывая, что у оспы средняя смертность — 20% заболевших, это все равно было в 10 раз меньше.
С Екатерины II и ее областной реформы 1775 года, которая произошла после "пугачевщины", на местах появились официальные государственные органы, которые занимались медицинским делом. На уровне губерний и уездов появились ответвления губернских канцелярий — государственная медицина. Уже через эту систему и первые появившиеся больницы на местах можно было это распространять».
По данным аукционного дома MacDougall’s, лот ушел неназванному покупателю за 951 тыс. фунтов стерлингов — значительно ниже верхней планки преполагаемого эстимейта. Действительно, такой важный лот мог бы уйти за гораздо более высокую сумму, если бы им заинтересовались крупные музеи, полагает профессор Финансового университета при правительстве России, коллекционер Александр Вихров:
«Ценность этого письма, как и любой реликвии, касающейся императорского двора, действительно велика. Это письмо само по себе показывает уровень просвещенности императрицы. Екатерина II, изучив предмет, предлагает пути и возможности, чтобы провести вакцинацию на государственном уровне. После того как императрице была сделана эта прививка, были в огромном количестве напечатаны лубочные картинки.
Пропаганда вакцинации тоже шла. Надо иметь в виду, что вместе с письмом ушел и портрет работы Левицкого — это очень известный художник, который делал около 20 портретов Екатерины II — картина тоже стоит немалых денег. Вкупе этот лот, конечно, очень значительный. Я бы сказал, что он ушел даже по средней цене. Я не в курсе, кто конкретно купил это письмо, но мне кажется, что это частный коллекционер.
Меня удивляет то, что крупные музеи не заинтересовались этим лотом. Они могли бы дать, наверное, больше».
29 ноября в Лондоне стартовал очередной сезон торгов предметами русского искусства. Судя по данным аукционного дома Christie’s, там на продажах смогли заработать около $15 млн. В свою очередь в Sotheby’s отчитались, что их выручка составила почти $24 млн. При этом 1 декабря стало известно, что редкое полотно Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с яблоками», которое должно было стать топ-лотом, в последний момент сняли с аукциона.