Мясо зеленеет
Растет спрос на растительные аналоги
Рынок растительных аналогов молочных и мясных продуктов в России заметно растет. По подсчетам NielsenIQ, за год продажи этих категорий увеличились на 19% в объеме и на 18% в деньгах, а дополнительную поддержку рынку может придать рост цен на продукты животного происхождения.
За год к октябрю 2021 года продажи растительных аналогов молочных и мясных продуктов в России выросли на 19% в натуральном выражении и на 18% в денежном, подсчитали в NielsenIQ. Для сравнения: оборот продуктов животного происхождения за этот период в объеме сократился на 1%, а в деньгах вырос только на 6%. Как отмечают в NielsenIQ, за последние два года продажи этих категорий в РФ удвоились.
По данным NielsenIQ, 55% рынка приходится на аналоги молока, около 30% — молочных десертов, 15% — на заменители мяса.
По оценкам Euromonitor International, в 2021 году продажи сегментов могут вырасти на 19%, до 10,6 млрд руб., а в 2022 году должны превысить 12 млрд руб. Ассоциация производителей альтернативных пищевых продуктов (АПАПП) прогнозирует рост рынков в 2022 году на 20–25%, до 15,5 млрд руб.
Во «Вкусвилле» зафиксировали рост продаж растительного аналога мяса за год на 18%, заменителей молока — на 76%. Динамику объясняют в том числе расширением ассортимента и улучшением вкусовых качеств. В «Азбуке вкуса» говорят о стабильном росте спроса на растительные аналоги: число наименований за год увеличилось в 2–3 раза. В «Магните» продажи растительных аналогов мяса c июня выросли на 26% в штуках, а заменителей молока с января — на 39%.
По словам руководителя направления по развитию бизнеса NielsenIQ Светланы Бобровой, многие покупатели растительных аналогов мяса и молока не отказываются от продуктов животного происхождения, а сокращают объемы их потребления за счет альтернатив. Как отмечают в NielsenIQ, дополнительную поддержку рынок может получить от ускоряющейся инфляции.
Если мясо за последний год в среднем подорожало на 12%, то растительные аналоги из-за увеличения производства — на 4%, указывают аналитики.
Но гендиректор компании «Пинакта» (бренд Welldone) Александр Киселев отмечает, что стоимость сырья в 2021 году также сильно выросла и, если тренд не развернется, цены на растительное «мясо» увеличатся. Соучредитель АПАПП Юлия Марсель говорит, что многие ингредиенты закупаются за рубежом, для запуска производства требуются большие инвестиции и не все сети охотно ставят альтернативы на полку. Исполнительный директор ГК «Эфко» (бренд Hi!) Сергей Иванов отмечает, что снижать себестоимость продукции позволяет расширение производства сырья. В числе сдерживающих факторов он называет стремление производителей продуктов животного происхождения сохранить эксклюзивное право называть мясом и молоком свой ассортимент. Гендиректор «Союзмолока» Артем Белов не считает, что отказ от «эксплуатации» молочных терминов мешает развиваться этому рынку. «Производители растительных продуктов сами противопоставляют свои товары молочной категории, а если потребители сознательно выбирают эти продукты, то им должно быть все равно, как они называются»,— говорит он.
У производителей растительных аналогов мяса и молока еще есть резервы по снижению себестоимости, но в ближайшем будущем эти категории останутся дороже традиционных, считает директор «Совэкона» Андрей Сизов. По его словам, для участников этого рынка хорошим результатом станет, если они займут 10–15% рынка продуктов животного происхождения. Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отмечает, что пока оборот рынка растительных альтернатив не превысит хотя бы 50 млрд руб. в год, говорить об исчезновении эффекта «низкой базы» будет преждевременно.