Еда нового типа ищет инвесторов
Рекордный рост цен на продукты требует технореволюции в их производстве
Мировые цены на продовольствие продолжают расти под влиянием активного спроса, следует из данных ФАО ООН, за год их индекс увеличился на 27,3% и достиг максимального значения с 2011 года. Поскольку де-факто предыдущий цикл модернизации агропроизводства на ключевых рынках уже практически завершен, в перспективе рост продовольственных цен может ускориться. Для существенного наращивания выпуска АПК нужны технологические прорывы. Международные компании уже активно внедряют инновации в производство продуктов, отказываясь от подходов традиционного сельского хозяйства. В РФ этот рынок пока недооценен, считают его участники. Нехватка инвестиций отчасти объясняется отсутствием у инвесторов знаний о перспективах фудтеха, а правовая неурегулированность технологий отрезает стартапы от господдержки.
Мировые цены на продовольствие продолжают расти, в ноябре 2021 года среднее значение индекса продовольственных цен ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) составило 134,4 пункта (плюс 28,8 пункта к 2020 году) — это максимум с 2011 года. Тогда взлет цен был обусловлен удорожанием топлива и рядом крупных неурожаев, сокративших предложение, однако потом цены на продовольствие постепенно начали снижаться, в том числе на фоне расширения российского и украинского присутствия на рынках.
Однако в перспективе спрос на продукты питания продолжит расти по мере роста населения, к 2050 году его численность вырастет до 9 млрд человек, а спрос на продовольствие — на 60%, ожидают эксперты UBS. Между тем эффект предыдущей волны модернизации агросектора во многом исчерпан — по мнению экспертов, резко расширить производительность АПК и предложение могут только инновации, например по производству еды альтернативными способами.
О том же говорят и в ФАО, обещая разработать новую стратегию в области науки и инноваций для решения проблем с питанием и влиянием сельского хозяйства на загрязнение окружающей среды, сообщил в четверг гендиректор ФАО Цюй Дунъюй.
Зарубежные инвесторы уже активно наращивают вложения в такие разработки и развитие фудтех-компаний, за последние шесть лет рост их капитализации составил 92% против 2% у производителей пищевой продукции. Объем инвестиций в венчурные высокотехнологические проекты только в США достиг $239 млрд за три квартала 2021 года.
В РФ же интерес к новым технологиям пищевых продуктов практически отсутствует. По оценкам DealRoom, объем инвестиций в этот сектор за три года не превысил $300 млн (за вычетом инвестиций крупных компаний), при этом 90% направлены на сектора доставки, автоматизации и маркетплейсы, из разработчиков числится лишь одна компания ($1,5 млн).
Необходимость трансформации агрорынка при этом в РФ признают, в частности, тема агрофудбиотеха на днях обсуждалась на аграрном форуме РСПП. Однако базовая проблема этого направления пока связана с непониманием темы как государством, так и инвесторами, указывают эксперты. В результате финансирование инновационных компаний недостаточно, в частности, из-за отсутствия законодательной базы стартапам недоступны традиционные меры поддержки, нет и стандартов высокотехнологичной продукции. Тормозят развитие рынка и отсутствие производственной базы для внедрения новых технологий, и недостаток образовательных программ для обучения специалистов. Между тем количество новых стартапов также падает из-за недостаточных вложений в НИОКР, объем последних в РФ в 2019 году вырос лишь на 6,3% к 2018 году, когда он рухнул до уровня 2014 года. При этом компании предпочитают улучшать существующие продукты, а доля новой для рынка продукции снижается (см. “Ъ” от 28 июня).
Инвестиции в новые технологии рискованны, однако, по мнению главы РСПП Александра Шохина, со временем такие вложения будут все меньше нуждаться в венчурном финансировании, поскольку «все должно быть зеленым», а «традиционное сельское хозяйство не справится с глобальными вызовами». Он также предложил собрать пакет перспективных проектов для их финансирования в рамках Фонда фондов — совместного проекта бизнеса и государства (пока, однако, фонд не заработал — частные компании вложили 8 млрд из необходимых 10 млрд руб.). При этом бизнес готовит резолюцию в правительство с предложениями по развитию и поддержке агрофудбиотеха.
«Нужно добиться того, чтобы передовые технологии в России получили свое признание и интерес со стороны государства»,— поясняет глава инвесткомитета РСПП Игорь Вдовин.
В правительстве глобальные риски осознают, а трансформацию агросектора предполагают параллельно вести по пути точечной настройки госпрограмм для модернизации традиционного сельского хозяйства и технологической трансформации сектора в рамках национальной технологической инициативы (НТИ). В частности, в четверг Минсельхоз разместил на regulation.gov.ru поправки к научно-технологической программе развития сельского хозяйства, рассчитанной на 2017–2025 годы, в ней речь идет о стимулировании высокотехнологичных разработок техники и оборудования для агросектора (пока в РФ отсутствуют решения для отдельных видов продукции), а также развитии инновационных технологий по применению водородных топливных элементов для сельхозтехники с уменьшенным углеродным следом, повышению эффективности внесения удобрений, роботизированному содержанию животных.
По линии же НТИ предлагается до 2035 года создавать глобально конкурентоспособную российскую «агропищевую индустрию 4.0» — новые производственные, логистические и сбытовые решения, основанные на цифровизации, сетевых рыночных моделях, кастомизации продуктов и услуг, биотехнологиях и ресурсоэффективности. Для этого будет разработана нормативно-правовая база под новые технологии, усовершенствованы меры господдержки, а также обеспечена подготовка квалифицированных кадров, рассказал замглавы Минпромторга и соруководитель профильной рабочей группы НТИ Михаил Иванов. Бизнес же считает, что местный рынок уже отстает от зарубежных коллег и внедрять новые решения нужно в ускоренном порядке.