«Сейчас не самое лучшее для российского бизнеса время инвестировать в Турцию»

Александр Полиди о том, как повлияет падение курса турецкой лиры на российскую экономику

Курс турецкой лиры за месяц упал на 40%, а за год — почти в два раза. При этом для России в целом и для Краснодарского края в частности Турция остается одним из ключевых торговых партнеров. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди объясняет, как падение курса турецкой валюты скажется на экономической ситуации в России в целом и в Краснодарском крае — в частности.

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди

«Падение курса любой валюты приводит к активизации экспорта — он становится более выгодным. Поэтому если говорить о том, что основной канал внешнеэкономических связей между нами и Турцией — это внешняя торговля, то падение курса лиры — это плюс к экспорту из Турции и, наоборот, к удорожанию импорта из России. Поэтому можно ожидать, что количество турецких товаров будет больше. Появляется гораздо больше условий для ценового маневра, и ценовая конкурентоспособность турецких товаров на внешних рынках становится выше. Мы сами этим охотно пользовались в 2009, в 2014 годах, когда курс рубля снижался.

В первую очередь возрастет экспорт из Турции продукции агропромышленного сектора. Во-вторых, увеличится экспорт услуг. Это и туристические услуги, и логистические. Понизятся в инвалютном выражении цены на авиабилеты, а Стамбул — это ведь один из крупнейших мировых пассажирских и грузовых хабов. Будет более доступен отдых в Турции.

Также ожидаю, что спрос на турецкую недвижимость, особенно курортную, станет еще выше, потому что она становится более доступной, потому что инвалютный эквивалент достаточно привлекательный. Недвижимость в туристических районах типа Алании и Анталии можно приобрести от 30 тыс. евро. По сравнению с нашей курортной недвижимостью, в Краснодарском крае — это просто смешные цены. У нас их в принципе не существует уже. Поэтому и инвестиционная составляющая в турецкую недвижимость продолжит расти.

Кроме того, российский импорт в Турцию начнет снижаться. Например, продукция машиностроения. Турция у нас довольно активно покупает комбайны, тракторы. Также начнет снижаться импорт пшеницы, муки, нефтепродуктов, если это не незаменимый импорт. Но сокращение импорта в Турцию будет все-таки менее значительным, чем рост турецкого экспорта. Внешнеторговый баланс начнет смещаться именно в его сторону. Для нас это действительно будет заметно.

По этой же причине российскому в целом и краснодарскому бизнесу в частности сейчас становится менее выгодно заходить в Турцию как импортерам. Это закон такой: чем ниже курс валюты, тем выгоднее экспорт из страны и менее выгоден импорт. Вместе с тем, что лира падает, и инфляция разгоняется, поэтому импортные товары для конечного потребителя становятся дороже. Это как у нас в 2014 году, когда рубль обрушился, импорт для нас стал очень дорогим и его не стало вообще, началось сокращение потребления, импортозамещение.

Чтобы на турецкий рынок было заходить выгодно, спрос должен восстановиться. На это нужно время, чтобы шок от обрушения прошел, чтобы в Турции пересмотрели свое потребление.

Что касается того долгосрочного импорта, который уже сложился, особенно машиностроение, продукция химической промышленной продукции, нефтепродуктов, то это в большей степени достаточно гибкие рынки. От них не так быстро можно отказаться, и это все-таки не конечное, а промежуточное, промышленное потребление. Поэтому сейчас действительно не самое лучшее время для захода в Турцию для российского бизнеса, но есть задача удержать этот рынок, потому что он очень перспективный. Турция — это все-таки крупная экономика, при этом она очень близка нам по структуре, по уровню доходов и ВВП на душу населения. Мы фактически одинаковые. Чтобы понять, что сейчас ждет турецкие рынки, нужно просто посмотреть, что было с нами в аналогичных ситуациях».


Все важнейшие новости Кубани, Крыма и Адыгеи читайте в нашем Telegram-канале

Вся лента