История с Обсерваторией
Совет Европы ищет единый подход к преподаванию истории, а Россия возглавила этот процесс на мировом уровне
В Страсбурге начала работу Обсерватория по вопросам преподавания истории. В задачи новой автономной структуры Совета Европы, созданной по инициативе Франции, входит предотвращение искажения фактов и формирование единого подхода к изучению истории в рамках континента. Россия, которая участвует в обсуждении в числе 17 европейских стран-участниц, создала и сама площадку по этой теме — Всемирный конгресс учителей истории. Как отметил “Ъ” научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, опыт РФ будет полезен другим странам, так как работа над стандартами преподавания истории у нас ведется уже больше десяти лет.
Первая конференция Обсерватории СЕ по вопросам преподавания истории завершила работу. Генсек СЕ Мария Пейчинович-Бурич заявила на открытии мероприятия, что «видит условия, в которых могут процветать искажение и неправильное использование истории»:
- рост популизма и крайнего национализма,
- поляризованный общественный дискурс,
- ослабление исторической осведомленности среди молодого поколения.
Основными задачами Обсерватории станет сбор информации о том, как ведется преподавание истории в 17 государствах-участниках. «Мы должны поделиться своим пониманием европейской истории и сформировать консенсус, единство и подход, с помощью которых можно изучать историю на основе фактов»,— наметила ход работы госпожа Пейчинович-Бурич.
Обсерватория по вопросам преподавания истории создана в ноябре 2020 года по инициативе Франции. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова тогда заявила, что Россия поддерживает создание новой площадки, поскольку видит, что «в ряде европейских стран исторический ревизионизм возводится в ранг государственной политики, школьные учебники прославляют пособников нацистов, оскверняются памятники и захоронения воинов—освободителей Европы». Госпожа Захарова выразила уверенность, что Обсерватория не станет «очередным мониторинговым механизмом СЕ», не будет навязывать образовательные стандарты или идеологические установки. Летом 2021 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал одобрение участия России в соответствующем соглашении СЕ. Бюджет РФ выделил 19,5 млн руб. для ежегодного взноса.
Россия, отметим, и сама создала площадку для обсуждения вопросов преподавания истории. Распоряжением правительства РФ от 27 января 2021 года был образован оргкомитет по подготовке Всемирного конгресса школьных учителей истории. Его сопредседателями стали министр просвещения Сергей Кравцов и научный руководитель Института всемирной истории РАН академик Александр Чубарьян. В состав комитета был включен 31 человек, в том числе заместители министра, руководители институтов РАН, ректоры вузов. Первый Всемирный конгресс состоялся 4–5 октября 2021 года в Москве. Соорганизатором согласилась выступить европейская ассоциация учителей «ЕвроКлио». А одна из семи дискуссионных секций была посвящена созданию Обсерватории в Совете Европы.
Господин Чубарьян в разговоре с “Ъ” отметил, что между этими структурами нет конфликта: Обсерватория выступает площадкой для европейских стран, а Всемирный конгресс учителей истории обсуждает преподавание истории во всем мире.
«Почему нет? Главное, что это международные площадки,— прокомментировал академик тот факт, что обсуждение истории проходит практически одновременно в Страсбурге и Москве.— У них всего 17 стран. А у нас было 300 участников, в том числе около 70 зарубежных, из 32 стран мира, со всех континентов. Конгресс выявил общую озабоченность в мире преподаванием истории». Об этом же господин Чубарьян сообщил в ходе выступления на конференции европейской Обсерватории, подчеркнув, что в следующем году в Санкт-Петербурге состоится второй съезд конгресса.
Прошедшие мероприятия показали, что у России есть уникальный опыт, считает господин Чубарьян. Он напомнил, что в 2014 году по поручению президента РФ за 2012 год был принят культурно-исторический стандарт преподавания отечественной истории, включающий перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию и принципиальные оценки ключевых событий, а также перечень «трудных вопросов истории». А в 2020 году была принята обновленная концепция преподавания истории, в частности, синхронизированы учебники по истории Отечества и всемирной истории.
«Интерес делегатов на конгрессе вызвало то, что мы — единственная страна в мире, где в равном объеме изучаются национальная история и всемирная.
Также все интересовались нашим культурно-историческим стандартом»,— рассказал господин Чубарьян. Он добавил, что сейчас в РАН завершают разработку концепции преподавания всеобщей истории для школы: «У меня есть договоренность с Минпросвещения, что они в начале следующего года ее рассмотрят и утвердят».