Набор скорости
Новые тренды мобильности и привычные человеческие ценности
Что должно произойти, чтобы электромобили перестали быть экзотикой на наших дорогах? Вытеснят ли онлайн-продажи живое общение с продуктом? Превратятся ли водители в пассажиров, а владельцы в пользователей? И что общего премиальная марка может иметь с Красной площадью и Третьяковской галереей? Обсуждаем главные автомобильные тренды современности с Любомиром Найманом, главой марки Audi Россия.
— Сегодня у многих автомобильных компаний на российском рынке «короткие» модельные линейки. Audi придерживается противоположенной стратегии. Насколько она оправдана и успешна?
— Как премиальный бренд мы стремимся предложить нашим клиентам максимально широкий выбор, представляя диверсифицированный модельный ряд, который охватывает фактически все сегменты. В настоящее время мы активно развиваем новое стратегически важное для нас направление — электромобили. Сегодня для заказа в России доступны сразу четыре электрических модели семейства e-tron, а самая ожидаемая премьера ближайшего будущего — e-tron GT RS, наш новый электрический флагман.
— Рынок электромобилей в России пока невелик. В том числе по причине отсутствия зарядной инфраструктуры, которая едва ли появится быстро…
— Мир сейчас развивается экспоненциально. Каждый ребенок в России либо уже катается на электросамокате, либо мечтает о нем. Конечно, в автомобильном бизнесе процесс пойдет не столь быстро, останутся сегменты, где еще несколько лет будут преобладать классические технологии. Но в том, что касается премиальных брендов, думаю, все будет развиваться стремительно. Уверен, что многие наши клиенты, настроенные сегодня консервативно, изменят свое мнение, когда попробуют электромобиль «в деле», когда они почувствуют совсем новую динамику и совершенно иной статус на дороге. Это абсолютный восторг и думаю, что многие сделают свой выбор именно в пользу электрических Audi.
Что касается развития инфраструктуры, то согласно планам российского правительства к 2030 году в стране появится 70 тысяч зарядных станций. Думаю, что эта сфера будет развиваться органично, не только за счет государственных инициатив. Это новый вид бизнеса, а значит, что к процессу обязательно подключатся и новые игроки, которые будут заниматься разработкой и установкой зарядных станций. Владельцы торговых центров, арендаторы и рестораны быстрого питания осознают необходимость наличия зарядных станций на парковках для привлечения посетителей, а это значит, что они там обязательно появятся.
Кстати, мы собирали обратную связь от наших клиентов e-tron — мало у кого из них дневной пробег по городу превышает 100 километров. А такой запас хода вы вполне можете восполнить за ночь у себя дома от бытовой электросети.
— Давайте вернемся к автомобилям с традиционными пока силовыми установками. Расширение модельной линейки произошло в том числе за счет появления в продаже новейшей линейки спортивных RS-моделей: RS6 Avant, RS7 Sportback, RSQ7, RS Q8, RS4, RS5. Какая из новинок оказалась наиболее востребованной?
— Конечно же, это Audi RS6 Avant — настоящая икона мирового масштаба! Если вы активно проводите свой досуг, перевозите спортивное оборудование для всей семьи — например, велосипеды или лыжи — вы будете более прагматично относиться к размерам багажного отделения своего автомобиля. И плюс к этому — неповторимые эмоции и драйв, которые может дать управление автомобилем семейства RS. В этом и есть главная «фишка» этой модели и ее мирового успеха.
— Последний год активно развивается такой сервис как автомобили по подписке. Аналогичное предложение есть и у вас — Audi Drive. Считаете ли вы, что люди теряют интерес к обладанию личными автомобилями и относятся даже к премиальным брендам все более потребительски?
— Одна из самых больших ценностей, которая есть у человека — это его время. По подписке вы оперативно получаете услугу мобильности, которой сразу же начинаете пользоваться, и ровно так же оперативно вы можете от нее отказаться. Важно, что все заботы об обслуживании и ремонте автомобиля берет на себя Audi, так что это очень удобное решение для тех, кто хочет каждый день ездить на прогрессивных автомобилях марки с четырьмя кольцами. В будущем мы планируем развивать это направление и расширять доступные по подписке модели.
— Считаете ли вы, что автодилеры как структура могут «отмереть» в ближайшее время, и им на замену придут онлайн продажи и фирменные шоу-румы?
— Процесс покупки автомобиля — многослойный и многостадийный. Онлайн-презентации и прочие онлайн-услуги — например, связанные с платежами или оформлением документов — будут расширяться. И сегодня большое число клиентов начинают свой выбор именно с онлайн, чтобы получить максимум информации. Но все-таки человек, который вкладывает серьезную сумму денег в премиальный автомобиль, разумеется, захочет сначала посмотреть и пощупать то, что выбирает. Поэтому я уверен, что в будущем покупка будет комбинацией между онлайн и офлайн.
— Шоу-рум Audi City Moscow расположен недалеко от Красной площади. Что вам дает такое соседство?
— Да, наш инновационный флагманский бутик находится на Никольской улице, рядом с Кремлем. Мимо него проходят порядка 18 миллионов человек в год, и это отличная возможность для нас продемонстрировать наш бренд и наши ценности широкой аудитории. В Audi City Moscow представлены самые прогрессивные и новейшие модели Audi. Здесь клиенты могут создать и заказать свой уникальный автомобиль по программе Audi Exclusive, виртуально рассмотрев его в мельчайших деталях на больших плазменных панелях. 3D-конфигуратор способен сделать ее реально «живой». Выбор моделей, модификаций и конфигураций у Audi практически безграничен. Для каждой модели доступно огромное множество различных комбинаций. На складе вы никогда не сможете увидеть аналогичную созданной вами машину, потому что другой такой нет.
— Что дает Audi партнерство с Cosmoscow и Третьяковской галереей? Почему бренд выбрал в качестве ассоциативного ряда для себя искусство?
— Одна из главных отличительных черт Audi — это уникальный дизайн, который постоянно развивается и совершенствуется, поэтому эстетическая составляющая для нас очень важна. Бренд Audi близок людям, которые умеют замечать эстетику вокруг себя, увлекаются искусством. Это нас и объединяет, наши аудитории пересекаются. Мы стараемся вдохновлять и выступаем с различными инициативами: проводим конкурсы для молодых медиа-художников и интерактивные выставки в нашем флагманском бутике Audi City Moscow, поддерживаем крупнейшую международную ярмарку современного искусства Cosmoscow, сотрудничаем с Третьяковской галереей.
— Проект Audi под названием «Дни quattro» похож на передвижную ярмарку. Не человек приходит в шоу-рум за автомобилем, автомобили сами приезжают к покупателям, чтобы «показать себя лицом». Насколько эффективны подобные мероприятия в цифровую эпоху?
— Одна из наших основных задач — сделать так, чтобы клиенты и поклонники бренда с четырьмя кольцами смогли прокатиться на наших автомобилях и вдохновиться нашим модельным рядом. Он у нас весьма широкий, и не все машины могут находиться в тестовом парке у дилеров. Поэтому я рад, когда мы можем единовременно представить клиентам наши новейшие прогрессивные модели и дать им возможность лично испытать их в ходе тест-драйва. В этом году мы представили рекордное количество новинок и дали возможность познакомиться с ними широкому кругу людей, зарядить их энергией бренда!
— Еще один тренд современности — автономное вождение, автопилотирование. Но ведь желание самому управлять спортивным автомобилем всегда было важным стимулом для его покупки. Не кажется вам, что, превращая водителя в пассажира, автопроизводители лишают себя серьезного маркетингового инструмента?
— Мне кажется, никто этого делать не собирается. Просто бывают разные цели поездок. Например, вам надо добраться по пробкам из пункта А в пункт Б и при этом поработать в дороге: кому-то звонить, что-то читать или писать. И в этой ситуации определенно удобнее, если машина сама «крутит руль, нажимает на педали и контролирует ситуацию». Но если вы любите путешествовать, любите быть независимым, перед вами свободная дорога и вы за рулем мощного Audi, то, согласитесь, это другая история. И здесь на первый план выходит удовольствие и наслаждение от управления автомобилем. Это есть сейчас, и это останется навсегда.