Точка невозврата мусорной реформы
Проект
Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) проводится в Ленинградской области уже два года. Именно столько действует региональный оператор по обращению с отходами — Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области (УК ООЛО). Как изменилась для жителей региона плата за утилизацию, как трансформировался рынок перевозчиков ТКО и почему в Ленобласти решили ввести QR-коды для машин, перевозящих строительный мусор, разбиралась Татьяна Каменева.
На начало мусорной реформы (ее возникновение обусловлено изменениями в Федеральный закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления») вывоз коммунальных отходов осуществлялся большим количеством перевозчиков, поскольку в каждом муниципалитете по всей стране перевозкой мусора занимались различные компании, а потребитель мог выбрать любую из них. «При этом, по большому счету, кроме мусоровозов и лицензии, которую достаточно несложно было получить, чтобы начать вывоз, перевозчику больше ничего не требовалось»,— комментирует Антон Бучнев, генеральный директор УК ООЛО. В итоге, отмечает он, в стране образовалась система, в которой часть недобросовестных перевозчиков не довозили мусор до полигонов. Также наблюдался большой разброс стоимости услуг таких перевозчиков. «В структуре тарифа на вывоз мусора примерно две трети (66%) — это стоимость собственно вывоза мусора, а еще одна треть — это стоимость его обработки (сортировки) и захоронения. Достаточно серьезная цифра. То есть, если перевозчик может не платить 30% расходов, вывозя мусор в лес или иные несанкционированные места размещения отходов вместо полигона, то доходность его бизнеса резко увеличивается, и он может предлагать потребителям услуги дешевле легальных и добросовестных перевозчиков. Региональный оператор так работать не может. Мы обязаны отвозить все образуемые отходы исключительно на специализируемые объекты обработки и захоронения. Других вариантов нет»,— говорит Антон Бучнев, объясняя незначительный рост платы за вывоз мусора для населения после старта реформы. При этом необходимо уточнить, что не все категории образователей отходов стали платить больше. Так, отмечают в УК ООЛО, жители ИЖС от реформы в финансовом отношении только выиграли. Плата собирается исходя из числа проживающих жильцов, к которым относятся зарегистрированные жители. Однако в ИЖС в Ленобласти зачастую жители не регистрируются, так как имеют городскую прописку. Соответственно, регоператор выставляет счета только собственникам домов. «То есть вместо 400 рублей, которые бы заплатила семья из четырех человек, поступает плата только за одного, чуть более 100 рублей в месяц»,— говорит Антон Бучнев. Однако сами жители настроены менее лояльно, поскольку до мусорной реформы квитанции жителям ИЖС не приходили вообще, и у населения укоренилось представление о том, что вывоз мусора они вообще оплачивать не должны. Итог — наименьший процент собираемости платы за вывоз мусора в этой категории образователей ТКО в Ленинградской области (порядка 60%). «В месяц мы собираем 20 млн рублей с жителей ИЖС — с территории размером с Бельгию. При этом жители ИЖС образуют достаточно большие объемы мусора, особенно в дачный период»,— комментирует генеральный директор УК ООЛО.
Разные доли
Для сравнения: процент собираемости платы за вывоз мусора среди жителей многоквартирных жилых домов (МКД) составляет 90%, и этот показатель, по мнению Антона Бучнева, реально довести до 95–96%. «Соседство с мегаполисом добавляет сложностей со сбором платы за вывоз мусора, поскольку очень многие жители ближних пригородов Санкт-Петербурга сохраняют городскую регистрацию. Типичный пример: молодая семья приобрела квартиру и переехала жить в Кудрово или Мурино. У пары есть дети, семья постоянно проживает на территории Ленобласти, но не регистрируется в новом жилье. Плата за обращение с ТКО может оформляться в расчете на количество проживающих по этому адресу, но тогда государством должна быть создана система учета фактически проживающих людей. Пока такой нет. Из-за сложившейся ситуации, когда фактически живут четыре человека, а зарегистрирован один, ряд регионов РФ, в том числе Московская область и Ленобласть, перешел на систему исчисление платы по обращению с ТКО исходя из площади квартиры. Это более справедливая система, которая частично учитывает и тех, кто не регистрируется, но фактически проживает в квартире.
Коммерческие отходообразователи
Есть и еще одна категория плательщиков — это так называемые коммерческие образователи отходов: индивидуальные предприниматели, юридические лица, в том числе школы, больницы, иные бюджетные организации, а также садовые некоммерческие товарищества (СНТ). Осуществляя предпринимательскую деятельность, они также образуют ТКО, являющиеся значительной частью общего объема отходов и также вывозящиеся регоператором. В случае если предприниматель уклоняется от заключения договора с региональным оператором, образуемые отходы не войдут в систему учета и окажутся на несанкционированных свалках, поскольку объекты обработки и захоронения не принимают отходы у незаконного перевозчика. «В соответствии с действующим законодательством РФ сегодня в нашем регионе ТКО могут сдать на объекты обработки и/или захоронения только перевозчики регионального оператора, за исключением ситуации, когда отходы образовались не в Ленобласти, а в Санкт-Петербурге. Но с начала работы регионального оператора Санкт-Петербурга — с 1 января 2022 года — эта "лазейка" будет окончательно закрыта»,— уточняет Антон Бучнев.
Вместе с тем произошедшие изменения за два года можно в том числе оценивать количеством предпринимателей, поддерживающих ответственное отношение к экологии, заключивших договоры с региональным оператором и включенных в легальную систему обращения с отходами. По состоянию на ноябрь 2021 года более 15 тыс. юридических лиц и ИП легально вывозят отходы с региональным перевозчиком Ленобласти.
Контроль за перевозчиками
Прозрачность системы перемещения отходов на территории Ленобласти обеспечивают перевозчики. Генеральными подрядчиками регоператора, выбранными на конкурсной основе, стали «Спецтранс» № 47, «Спецтранс» № 6 и «Спецтранс» № 1. «Мы работаем с крупными компаниями, которые обеспечивают качество работы: у них есть необходимая техника, компетенция персонала, соответствующая структура (диспетчерские отделы, ГЛОНАСС и т. д.). Генподрядчики осуществляют вывоз собственными силами и частично (на небольшие объемы) привлекают к работе субъекты малого бизнеса, способные оказывать услугу сбора и транспортирования на должном уровне: соблюдать график и логистические схемы, а также осуществлять работы на современной технике — мусоровозах задней загрузки, при которой практически исключено случайное рассыпание мусора на контейнерной площадке, где производится забор ТКО (кроме того, эти мусоровозы трамбуют мусор, сжимая его в шесть раз, что сокращает количество мусоровозов на трассах).
В целях контроля за исполнением перевозчиками своих обязательств по своевременному вывозу ТКО региональный оператор осуществляет тройной контроль: с помощью системы ГЛОНАСС; отчетности, которую предоставляют сами перевозчики; отчетности с объектов обработки / утилизации ТКО.
В свою очередь региональный оператор подконтролен профильному комитету Ленобласти — комитету по отходам, жилищному надзору, природоохранной прокуратуре, Роспотребнадзору (в части СЭС), Росприроднадзору (в основном в части полигонов и объектов обработки).
Простые критерии
Население региона оценивает качество предоставления услуги по таким простым критериям, как регулярность вывоза и соблюдение графика, а также шаговая доступность контейнерных площадок. Никто не будет возить свой пакет мусора за несколько автобусных остановок. При этом за обыденными аспектами скрыта большая двухлетняя слаженная работа регоператора, органов местного самоуправления и профильного комитета по отходам, результатом которой стало увеличение количества контейнерных площадок с 6,4 тыс. на момент старта мусорной реформы в Ленобласти до 16,7 тыс. к 1 ноября 2021 года. «Услуга по обращению с отходами не сводится просто к вывозу мусора. Это ежедневная кропотливая работа по созданию прозрачной системы обращения с отходами, которая включает в себя и организацию мест накопления отходов, транспортирование и утилизацию на легальные объекты обработки и захоронения»,— отмечает генеральный директор УК ООЛО.
В то же время региональный оператор способствует развитию органами местного самоуправления сети контейнерных площадок, приобретая контейнеры для строящихся, а также существующих площадок. Только расходы УК ООЛО за два года на эти цели составили более 90 млн рублей, тогда как по закону региональный оператор может тратить по этой статье не более 1% необходимой валовой выручки (только этот объем учитывается в расходах; все, что сверх, идет за счет чистой прибыли). По сравнению с учитываемой в тарифе сумма расходов на контейнеры была превышена АО УК более чем на 20 млн рублей. Кроме регионального оператора, более 8 тыс. контейнеров на сумму порядка 110 млн рублей приобрели перевозчики регоператора без привлечения средств граждан и бюджета. Дополнительно за счет бюджета Ленинградской области также закупались контейнеры, в том числе для раздельного сбора отходов.
Два года деятельности регионального оператора — объективно недостаточный срок для развития инфраструктуры объектов обработки и утилизации ТКО: модернизации существующих и строительства (реконструкции) новых объектов. Тем не менее первые серьезные результаты по этому направлению деятельности уже есть.
План мероприятий
К 2021 году проведена модернизация объекта в Приозерском районе. Благодаря обновлению оборудования и вводу в эксплуатацию автоматизированных линий сортировки за первое полугодие 2021 года из 100% поступивших на объект отходов 95% было обработано (отсортировано). Модернизировано оборудование объекта обработки (сортировки) одной из дочерних компаний УК ООЛО — ООО «ЛОЭК», расположенной в Лужском районе.
Согласно плану мероприятий, утвержденному госпрограммой Ленинградской области, по аналогии будут модернизированы другие объекты, находящиеся в собственности УК, в том числе недавно приобретенный полигон ООО «РАСЭМ» в Выборге.
С целью функционирования системы обращения с отходами после закрытия полигонов, запланированного на 2023 год, АО «УК ООЛО» продолжает работу по вводу в эксплуатацию в срок первого комплекса переработки отходов в Ленинградской области, который будет расположен в промзоне «Фосфорит» Кингисеппского района. Это флагманский проект на территории Ленинградской области, реализуемый при поддержке губернатора региона Александра Дрозденко, проектной мощностью первой очереди в 300 тыс. тонн обработки отходов в год. Этот современный и экологически безопасный объект обеспечит сортировку и глубокую обработку ТКО. Оборудование последнего поколения позволит извлекать и перерабатывать порядка 60% всех поступающих отходов. В первую очередь это такие фракции, как пластик, стекло, дерево, строительные отходы, металлы, а также органика, которая будет направляться на биокомпостирование с последующим производством техногрунта. «Это позволит существенно увеличить объем перерабатываемых (утилизируемых) отходов на территории Ленинградской области»,— уточняет Антон Бучнев. Строительство экотехнопарка «Кингисепп» планируется завершить в 2023 году. В настоящее время получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, завершается прохождение Главгосэкспертизы.
Параллельно началась работа над вторым объектом переработки отходов, который планируется ввести в эксплуатацию до 2024 года. Подготовку проектных решений осуществляет подрядчик КПО «Восток» (Московская область). Это будет объект принципиально нового типа, отвечающий требованиям экологической политики и обеспечивающий выполнение основной задачи — переход от захоронения к переработке.
В планах УК ООЛО также строительство экотехнопарка (на площади в 73 га) в Гатчинском районе (Пудомягское поселение). Сейчас проходят дополнительные переговоры с правительством региона о том, что может войти в состав проекта, а также какими будут сроки его реализации. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что проект экотехнопарка в Гатчинском районе предусматривает строительство только завода с соответствующим оборудованием по обработке и утилизации отходов без нового полигона. Объем инвестиций в него превысит 8 млд рублей — это один из самых крупных, если не самый крупный, по капиталовложениям объект в отрасли»,— подчеркивает генеральный директор УК ООЛО. Предполагается участие серьезного зарубежного технологического партнера, что обеспечит установку современного европейского оборудования по обработке и утилизации отходов, плюс возможность производства SRF-топлива.
«Глобальная цель мусорной реформы — это переход от захоронения к переработке отходов, в этой связи мы последовательно решаем поставленную задачу»,— констатирует Антон Бучнев.
Нерешенная проблема
С появлением новой системы обращения с отходами, одним из ключевых звеньев которой является региональный оператор, сократилось и количество несанкционированных свалок на территории Ленобласти, поскольку перемещение всех ТКО на территории региона стало прозрачным. Вместе с тем надо отметить, что не затронутое реформой обращение со строительными отходами, которые никак не регулируется 89-ФЗ, создает серьезную проблему для всех регионов РФ, и в том числе для Ленинградской области. Отсутствие системного контроля и возможность для любого перевозчика осуществлять вывоз строительных отходов (для пятого класса строительных отходов даже не требуется лицензия) на практике приводят к тому, что значительная часть таких отходов оказываются сваленными в лесах и полях. Эта проблема должна стать предметом пристального внимания со стороны федерального парламента. В Ленинградской области по поручению главы региона Александра Дрозденко данную проблему планируют решать за счет внедрения системы QR-кодов для спецтехники, перевозящей именно строительный мусор. «Эконадзор в таком случае сможет в режиме онлайн проверять все такие машины, видеть, куда они направились, и при необходимости останавливать их. Сегодня машины со строительными отходами остаются вне поля зрения надзорных органов»,— рассказывает генеральный директор УК ООЛО.
Мусорная реформа прошла точку невозврата, уверен он. Теперь предстоит новый этап — совершенствование законодательной базы, завершение уже начатых спроектированных и создание новых объектов обработки и утилизации отходов для максимального вовлечения во вторичный производственный цикл соответствующих отходов. «Это вопросы требуют комплексного совместного решения федеральных и региональных органов власти, а также регоператора»,— резюмирует Антон Бучнев.