По ком звенит турецкая лира
Отказ властей Турции ужесточать ДКП обесценивает ее валюту
Курс турецкой лиры на прошлой неделе продолжал слабеть — к доллару США с начала года он снизился почти вдвое. Основной причиной сохраняющегося давления на валюту остается позиция президента Реджепа Тайипа Эрдогана, настаивающего на снижении процентной ставки, несмотря на разгон инфляции — в ноябре она превысила 20%. При сохранении такого курса ослабление лиры и ускорение инфляции неизбежно, в крайнем случае правительство может прибегнуть к капитальным ограничениям, ожидают эксперты.
Турецкая лира продолжает падать — с начала ноября валюта подешевела почти на 30%, до 13,7 за $1 (в начале года курс составлял 7,4 лиры за $1). Обострение спада (максимальным он стал 23 ноября, когда лира упала сразу на 16%) продолжается с тех пор, как 18 ноября центробанк Турции принял решение вновь снизить учетную ставку (с 16% до 15%), несмотря на разгон инфляции.
ЦБ Турции на неделе дважды проводил валютные интервенции, но резервы страны уже низки по международным стандартам, и возможности регулятора по удержанию курса ограничены.
Большинство центробанков крупных развивающихся стран последовательно ужесточают монетарную политику — этому способствует в первую очередь повышение инфляции внутри стран, но на рынках капитала сказывается и сворачивание мер количественного смягчения ФРС США. В Турции тем временем инфляция в ноябре увеличилась до 21,3% — максимума за три года, но с марта ставка была снижена с 19% до 15%. Для сравнения, в России инфляция в ноябре выросла до 8,1%, Центробанк за год повысил ставку с 4,25% до 7,5%, в Бразилии, где инфляция ускорилась до 10,7%, ставка была повышена с 2% до 7,75%.
Позицию турецкого ЦБ фактически формирует президент страны — текущий рост цен Реджеп Тайип Эрдоган связал с сильным подорожанием сырья на мировых рынках.
«Правительство Турции всегда на стороне производителей и работодателей. Мы также поддерживаем идею низких процентных ставок для развития экономики»,— добавил он, мотивировав снижение ставки ЦБ тем, что это приведет к снижению инфляции.
Такая позиция, впрочем, уже вызывает массовые протесты — лидеры основных оппозиционных партий Турции обвинили господина Эрдогана в некомпетентности и призвали провести досрочные выборы на фоне рекордного падения курса лиры. Президент отверг эту идею, заявив, что президентские и парламентские выборы в Турции пройдут, как и было запланировано, в июне 2023 года, и пообещал стабилизировать цены уже в первой половине 2022 года и продолжить «решительную борьбу с любым несправедливым завышением цен».
В случае сохранения текущей позиции ЦБ страны в конечном итоге может прибегнуть к мягким ограничениям на движение капитала, полагают в Capital Economics. «Единственный представитель финансового блока, который выступал за более сдержанную монетарную политику, министр финансов Лютфи Эльван ушел в отставку на этой неделе. В декабре также ожидается снижение ставки, и пока банковский сектор страны находится в стабильном состоянии, власти, вероятно, не откажутся от прежнего курса, а это дополнительно разгонит инфляцию — в ближайшие месяцы она может составить 25–30%»,— ожидают в центре.