X5 сжимает «Перекресток»
Сеть откроет магазины уменьшенного формата
Управляющая сетью «Перекресток» X5 Group начала тестировать уменьшенный формат магазинов под новым брендом. Точки разместятся в помещениях площадью до 300 кв. м, а их ассортимент будет в пять раз меньше, чем в классическом супермаркете сети. Ранее попытка развивать сеть малых магазинов «Перекресток-Экспресс» успехом не завершилась. Но сейчас для формата может быть более подходящая конъюнктура, отмечают аналитики.
Сеть супермаркетов «Перекресток» начала тестировать новый формат магазинов площадью до 300 кв. м с сокращенным ассортиментом под брендом «Джем Перекресток». Об этом сообщила управляющая сетью X5 Group. Точки нового формата будут располагаться в шаговой доступности от офисов и жилых районов, первый магазин открыт в Москве, запуск еще двух до конца года планируется в Санкт-Петербурге.
На 30 сентября под управлением X5 было 18,6 тыс. магазинов, включая 17,6 тыс. точек под брендом «Пятерочка» и 980 супермаркетов «Перекресток». По итогам января—сентября 2021 года выручка компании выросла на 10,2%, до 1,57 трлн руб., EBITDA увеличилась на 8,5%, до 200,75 млрд руб., чистая прибыль — на 30,7%, до 34,78 млрд руб.
Как уточняют в X5, ассортимент «Джем Перекресток» включает около 3 тыс. товаров, что в пять раз меньше, чем в классическом супермаркете сети. Около 60% ассортимента занимают продукты «свежих» категорий: фрукты, овощи, молочная продукция, готовая еда, выпечка и др. На товары собственных торговых марок (СТМ) приходится 30%. В пилотном магазине также есть кафе с посадочной зоной. По словам гендиректора сети «Перекресток» Владислава Курбатова, «Перекресток» небольшого формата может занять те локации, которые не подходят для супермаркетов стандартной площади. В начале 2022 года планируется открыть еще четыре магазина «Джем Перекресток» в Москве, а затем будет приниматься решение о масштабировании проекта, сообщил он.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов говорит, что новый формат «Перекрестка» — ответ на запрос потребителей, которым нужен удобный и быстрый канал для покупок товаров повседневного спроса.
Небольшие магазины у дома, онлайн и специализированная розница в ближайшем будущем будут расти быстрее рынка, считает эксперт.
По мнению господина Ибрагимова, бренд «Перекресток» в данном случае мог быть выбран, чтобы позиционировать формат выше классом, чем «Пятерочка».
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что форматы с высокой долей кулинарии, категории fresh и СТМ и зоной кафе активно развивают сети супермаркетов в Европе, например Tesco и Sainsbury. В России в схожей концепции работают АВ Daily и крупные объекты «Вкусвилла», указывает он. По словам господина Бурмистрова, для «Перекрестка», который за последние два года существенно расширил линейку СТМ, это выглядит как органичный формат с высоким потенциалом развития в крупных городах, что в том числе позволит повысить эффективность экспресс-доставки.
Ранее X5 развивал в Москве сеть «Перекресток-Экспресс» с магазинами площадью до 200 кв. м. Но в 2017 году компания отказалась от проекта и решила продать этот бизнес. На тот момент «Перекресток-Экспресс» формировал менее 1% от выручки X5. По мнению Марата Ибрагимова, сейчас для развития небольших, удобных магазинов у дома может быть более подходящее время, к тому же X5 могла улучшить операционную модель для этого формата.