Педагоги-обходчики
Учителя из Оренбурга просят снять с них обязанность посещать прогульщиков и мигрантов
Группа учителей из Оренбурга обратилась в Госдуму с просьбой разобраться с допнагрузкой, не входящей в их обязанности. Городское управление образования требует от учителей обходить квартиры на районе — выявлять прогульщиков и беседовать с мигрантами. Педагоги были не против выполнять такие задания, когда они достойно оплачивались, но с недавних пор сумма выплат резко упала. Городское управление образования не комментирует денежный вопрос; Минпросвещения считает, что допнагрузка должна быть только на добровольной основе и оплачиваться отдельно.
Обращение направлено в комитет по просвещению Госдумы, рассказала “Ъ” преподаватель математики в школе №24 Оренбурга Елена Щукина, председатель местного отделения профсоюза «Учитель». В письме педагоги жалуются на городское управление образования, которое «повесило» на них регулярный обход квартир, предполагающий разговаривать с семьями прогульщиков, будущих первоклассников и детей, обучающихся на дому. «Это не входит в наши должностные обязанности»,— утверждает госпожа Щукина. Она добавляет, что такие задания опасны:
«Представьте, к вам стучатся и спрашивают: есть ли в доме дети, какой у них год рождения, в какой садик ходят, кто сидит с новорожденным... Люди реагируют нервно».
А в середине октября от учителей потребовали обойти семьи мигрантов и разъяснить им правила пребывания в России. Учителя одной из школ отказались, после чего директор «тут же получила выговор», утверждает госпожа Щукина.
Авторы письма признают, что ранее многие учителя были не против таких заданий: за обходы начисляют баллы, от которых зависит объем «ежемесячных стимулирующих выплат». Но в этом году с деньгами возникли проблемы. «В Оренбурге стимулирующие выплаты по школам распределяет бухгалтерия управления образования города. В ноябре 2020 года на нашу школу пришло 500 тыс. руб. на всех учителей, а в этом ноябре — только 38 тыс. руб.,— говорит госпожа Щукина.— За обход мы получаем 1–2 балла. Когда балл мог стоить 1 тыс. руб., то учителя брали с собой мужей, мам и шли зарабатывать. Теперь балл — всего 50 руб. А кто захочет за 50–100 руб. ходить по округе?»
По словам Елены Щукиной, в городском управлении образования ей заявили, что объем стимулирующих выплат был сокращен для повышения базовой ставки зарплаты учителя. Теперь педагоги просят у депутатов Госдумы «разобраться в ситуации».
Заместитель главы управления образования Оренбурга Елена Глуховская в ответе на запрос “Ъ” сослалась на ФЗ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних». Этот правовой акт обязывает образовательные учреждения «выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия», «выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении». Госпожа Глуховская отметила, что способ привлечения педагогов к допнагрузке должны выбирать сами школы. Например, обход района можно засчитывать как «эффективную профессиональную деятельность учителя» и оплачивать ее из фонда стимулирующих выплат. Снижение объема выплат в управлении не прокомментировали. Также госпожа Глуховская не ответила на вопрос, какой закон позволяет направлять учителей на работу с мигрантами.
Председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова ответила “Ъ”, что «обязательно изучит ситуацию», как только получит обращение. Минпросвещения РФ сообщило “Ъ”, что «обязанности педагога неразрывно связаны с реализацией учебного процесса». «Иные вещи, выходящие за рамки прямых обязанностей, работодатель должен обговаривать с учителем, что отражается непосредственно в дополнительном договоре. Так, например, участие педагога в ЕГЭ и ОГЭ подразумевает дополнительные выплаты. И никакое принуждение к иному виду деятельности недопустимо»,— заявили в пресс-службе министерства.
«Сейчас учителей, вопреки трудовому законодательству, привлекают не только к обходам территории, но и к летнему дежурству на водоемах или сбору информации о будущих первоклассниках,— подтвердила “Ъ” экс-депутат Госдумы Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования (структура Национального совета при президенте России).— Это не входит в обязанности учителя, и квалификационные характеристики педагога таких видов работ не предусматривают». Госпожа Духанина отметила, что учителя получают распоряжения устно или по СМС, поэтому администрация в случае жалоб может заявить, что это была личная инициатива педагога. Она подчеркнула, что задачи вне трудового договора должны выполняться на добровольной основе и дополнительно оплачиваться.
“Ъ” обнаружил еще несколько примеров обхода домов учителями. В Пятигорске (Ставропольский край) педагоги рассказали “Ъ”, что из года в год их в сентябре заставляют ходить по квартирам и считать детей. Порой дают и другие задания — например, найти и пересчитать ветеранов. По словам собеседников “Ъ”, им за это не платят.
«Мы обходили микрорайон и знакомились с семьями, смотрели, может, они прячут детей»,— рассказал “Ъ” преподаватель из поселка рядом с Якутском. Это входит в рамки обычной работы: «Какие-то надбавки были, но нельзя сказать, что это именно за обходы».
А вот учителя Ульяновска рассказали “Ъ”, что управление образования города каждые выборы требует от школ заставить учителей обзванивать и обходить родителей учеников и «убеждать их в необходимости прийти на выборы и проголосовать "как надо"».
В региональном минпросвещения подчеркнули “Ъ”, что поручение шло не от них: «Никаких рекомендаций, которые не относятся к образовательному процессу, мы не даем. Это недопустимо».