Пациенты недосчитались здравоохранения
Россияне негативно оценили сокращение объемов помощи по ОМС
Продолжающаяся пандемия негативно повлияла на всю государственную систему здравоохранения: из-за тотального перераспределения ресурсов на противоковидные меры она в каком-то смысле потеряла ориентиры, по которым функционировала десятилетиями. Разрушились выстроенные цепочки маршрутизации, лекарственного обеспечения и диспансерного наблюдения пациентов, почти на год была остановлена вся профилактическая работа. Результатом стали рост жалоб пациентов на систему ОМС и, возможно, их частичная переориентация на частный сегмент здравоохранения.
Логично, что в 2021 году у населения сохраняется высокий уровень негатива в оценке развития здравоохранения и доступности медицинской помощи, которую сегодня многие оценивают как крайне низкую, говорится в выводах большого исследования «Актуальные проблемы российского здравоохранения в оценках пациентов и пациентских НКО», проведенного в октябре Всероссийским союзом пациентов (ВСП) и Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная механика». Почти 70% опрошенных убеждены в ухудшении ситуации в здравоохранении. Каждый второй опрошенный пациент не удовлетворен медицинской помощью по ОМС, полученной в 2021 году (удовлетворены только 10%).
По данным страховых компаний, работающих в системе ОМС, в 2021 году существенно выросло число жалоб граждан, недовольных качеством медицинской помощи, особенно амбулаторной. По словам эксперта Всероссийского союза страховщиков, кандидата медицинских наук Сергея Шкитина, в случае неудовлетворенности пациента работой конкретного врача законом предусмотрено право на выбор другого, о чем мало кто знает. Эксперты, опрошенные ВСП, отмечают: проблемы в системе здравоохранения привели к ситуации, когда лучшую помощь получают пациенты, готовые обращаться с жалобами. Другая возможность — поискать врача «по знакомству» или в частном секторе.
К платным медицинским услугам в 2021 году обращалось абсолютное большинство пациентов — 86% опрошенных (до пандемии — 40%). Одна из самых частых причин обращения в коммерческие клиники и медцентры — невозможность попасть на прием к специалисту. Самая распространенная ситуация нарушения прав пациентов — отсутствие нужного специалиста в поликлинике: с этим сталкивались 78,7% опрошенных. По данным системы аналитики поисковых запросов «Яндекса», с июня по август 2021 года наиболее часто россияне запрашивали: гинеколога (4 923 735 запросов), психолога (4 657 403), стоматолога (3 391 157), хирурга (2 812 577) и отоларинголога (2 389 657).
По сути, произошло частичное замещение плановой медицинской помощи платной, констатируют эксперты, и одна из объективных причин этого — вынужденная приостановка диспансеризации (подробнее об этом — на стр. 4). Другая, не совсем очевидная: пациенты стали больше заботиться о своем здоровье, и к этому их подтолкнула пандемия.
Согласно экспертным оценкам, ситуация со снижением уровня доступности медицинской помощи широкому кругу россиян связана не только с перераспределением ресурсов на противоковидную работу, но и с дефицитом кадров для оказания помощи пациентам. Острый дефицит многих медицинских специалистов сегодня стал критическим (например, дефицит анестезиологов и реаниматологов достигает 50%).
«На фоне пандемии очевидно напряжение системы здравоохранения, ухудшение доступности медицинских услуг. Опрос, который проводил ВСП, подтвердил, что граждане испытывают сложности при получении медицинских услуг, особенно пациенты с хроническими заболеваниями,— комментирует “Ъ” сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.— Очень многие проблемы, в том числе лекобеспечения, связаны с дефицитом бюджета здравоохранения. Они сохранятся и в следующем году — мы не увидели увеличения расходов на здравоохранение в бюджете 2022 года». Отметим, что источником объективных данных в ситуации с сокращением объемов медпомощи по ОМС мог бы выступить федеральный фонд, однако в его пресс-службе на запрос “Ъ” не ответили. В 2020 году, по оценкам фонда, объем сокращения плановой медпомощи не превысил 7–10% (см. “Ъ” от 12 августа 2020 года).