Красота в движении

Цифровые метаморфозы Bvlgari

В октябре 2021 года на миланской площади Дуомо появился зеркальный павильон с надписями Bvlgari Refik Anadol Serpenti и изображениями украшений из коллекции Serpenti. С 4 по 31 октября туда мог зайти любой желающий и увидеть, как на зеркальные стены, пол и потолок проецировались движущиеся красочные узоры. В помещении пахло летним лугом. Периодически краски сменялись видео с сотнями тысяч фотографий цветов. Видео и запах создал искусственный интеллект на основе собранных 200 млн изображений природы, из которых 70 млн — цветы. О чем этот проект и при чем здесь Serpenti, самая знаменитая коллекция Bvlgari, Екатерине Зиборовой рассказали генеральный директор римского ювелирного дома Жан-Кристоф Бабен и автор проекта, художник Рефик Анадол.

Медиахудожник и режиссер Рефик Анадол

Фото: Efsun Erkilic / предоставлено Bvlgari

Рефик Анадол: «Для меня отправной точкой была итальянская культура»

—В чем заключается проект?

—Я медиахудожник и работаю с большими данными на протяжении десяти лет. Я из первого поколения художников, которые выбрали большие данные средством художественного выражения, я называю технику, в которой работаю, «пигментация данными». Моя специализация — иммерсивные комнаты, а с искусственным интеллектом я работаю последние пять лет. Bvlgari предложили мне создать проект на тему «Метаморфозы», и я спросил: что если метаморфозы будут происходить в искусственном интеллекте? Так, чтобы мы смогли увидеть этот процесс, дотронуться до него, услышать и почувствовать его запах. Для этого мы задали искусственному интеллекту задачу собрать миллионы изображений природы и потом начать о них мечтать, воссоздавать образы той реальности, которые сложились у него при ознакомлении с этими изображениями. Мы также обратились к парфюмерной компании Firmenich, и она изготовила для нас составленный искусственным интеллектом аромат Rainforest Serpenti, который наполнил пространство инсталляции и стал частью этой интерактивной и иммерсивной выставки.

—Будет ли этот проект продаваться?

—Да, вся комната целиком в формате сертифицированного цифрового актива NFT. Выставка будет путешествовать, в какие города она поедет, зависит от Bvlgari, знаю лишь, что путешествие окончится в моем родном Стамбуле. Видео будет в каждом городе новое. И NFT-работ будет несколько.

—Какова роль человека в этом процессе?

—Кураторство. Скорость, форма, ощущение, эстетика. Человек стоит за каждым шагом машины.

—А как связан этот проект с Bvlgari и коллекцией Serpenti?

—Связь в главном — метаморфозах. Что касается змей, то и их изображений использовано 120 тыс. Но ключевыми словами было мастерство и наследие. Мы думали не о ювелирном искусстве, скорее о философии и культуре дизайна. Схема не та, что одна идея — один продукт. Видение гораздо шире, чем просто масса конкретных предметов. Для меня отправной точкой были скорее итальянская культура в целом, эпоха Возрождения. Мы стали свидетелями того, как искусственный интеллект представляет архитектуру наших чувств. Это же Ренессанс!

—Локдаун изменил наше отношение к компьютерам. Изменят ли компьютеры наше отношение к реальному миру?

—Я фанатик, я обожаю виртуальное пространство, метавселенную. Но я по-прежнему верю в физический мир. Это удивительно — исследовать и ощущать физическое пространство!

—Но теперь машина тоже может это делать. Вместе с вами в качестве…

—…компаньона.

—Главное, чтобы не врага.

—Нет, я верю в человечество и не верю в мрачные сценарии. Я не верю, что природа человека дурна. Люди по сути своей очень позитивны, умны, заботливы, поэтичны и, будем надеяться, не оплошают.

Беседовала Екатерина Зиборова

Вся лента