«Компьютер на колесах»
Александр Леви — о системах для современных машин
Обозреватель “Ъ FM” Александр Леви рассказывает о коллаборациях IT-гигантов и автомобильных компаний.
Современные автомобили или автомобили скорого будущего все больше соответствуют характеристике «компьютер на колесах». За столь грубым описанием скрыты сложнейшие технологии, над которыми часто вместе либо же параллельно работают сильнейшим мировые IT-компании. К примеру, недавно Nvidia представила самый компактный, мощный и энергоэффективный суперкомпьютер с искусственным интеллектом Jetson AGX Orin, в том числе предназначенный для автономных машин.
Для понимания устройство размером с ладонь, но его вычислительные характеристики в шесть раз превышают возможности предшественника в том же форм-факторе. Среди множества автомобильных партнеров Nvidia — компания Volvo, российское подразделение которой недавно провело хакатон. Одним из финалистов соревнования стал проект по подключению машины к инфраструктуре «умного» дома.
Между тем «Яндекс» вошел в международную рабочую группу по разработке единого протокола для «умного» дома Matter. Вместе с российским IT-гигантом в проекте участвуют Apple, Google и Amazon. По общей задумке новый протокол унифицирует систему здания, сделает его более доступными и удобными.
В то же время у «Яндекса» масса автомобильных партнеров. Доступ к его телематическим сервисам Connected Cars недавно получили владельцы бренда Haval. На некоторых марках заработали приложения «Яндекс. Карты» и «Яндекс. Навигатор» с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto.
Вообще, на российском рынке среди компактных кроссоверов Haval с точки зрения цифровизации обладает преимуществом: модель Jolion поддерживает мониторинг и управление машиной по мобильному приложению. С его помощью пользователь может проверить, закрыты ли окна и двери, уточнить пробег, проверить давление в шинах и местоположение автомобиля. Также через приложение можно удаленно завести двигатель, управлять климат-контролем и обогревом сидений.
Мобильный сервис Haval — частный и закономерный результат разработок всего концерна Great Wall Motors, и как подтверждение этому — пилотная версия автомобилей Wey Mocha с интеллектуальной системой вождения. С увеличением цифрового ядра автомобиля растет и масштаб киберугроз, поэтому IT-корпорации уделяют большое внимание и этому вопросу.
К примеру, Panasonic разрабатывает систему безопасности, предотвращающую кибератаки и захват управления над подключаемыми автомобилями. Японский вендор планирует сотрудничать с другими компаниями и сделать систему отраслевым стандартом.