Тегеран принял врагов и друзей Израиля
Иранскую столицу посетили делегации из ОАЭ и Сирии
Впервые более чем за пять лет Тегеран посетила высокопоставленная делегация из ОАЭ во главе с советником по нацбезопасности Тахнуном бен Зайдом. Одновременно в иранской столице оказался глава МИД Сирии Фейсал Микдад. Абу-Даби в последнее время активизировал контакты с Дамаском, и в регионе начали рассматривать ОАЭ как противовес иранскому влиянию в Сирии. Однако пока Тегеран приветствует потепление отношений Дамаска с другими арабскими столицами. Да и сам активно выступает за сближение со своими соседями, причем не скрывая, что делает это в рамках противостояния планам Израиля.
«Поворотным пунктом» в отношениях между Абу-Даби и Тегераном назвал Тахнун бен Зайд свою встречу с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, которая состоялась в иранской столице в понедельник. ОАЭ понизили уровень дипломатических контактов с Ираном в 2016 году вслед за Эр-Риядом. Это произошло после того, как иранские демонстранты, возмущенные казнью шиитского священнослужителя Нимра ан-Нимра в Саудовской Аравии, ворвались на территорию посольства королевства в Тегеране. С тех пор между странами не было обмена делегациями на высоком уровне. Между тем Тахнун бен Зайд — брат фактического правителя ОАЭ и одного из самых влиятельных региональных политиков Мухаммеда бен Зайда.
После периода активного противостояния сейчас между Ираном и арабскими монархиями Персидского залива наметилось явное потепление.
Хоть и непросто, но все же идет диалог между Эр-Риядом и Тегераном. Еще дальше пошли ОАЭ, пославшие делегацию в Тегеран. «Иран поддерживает безопасность среди стран Персидского залива. Мы приветствуем развитие отношений с ОАЭ»,— заявил, принимая шейха Тахнуна, президент Раиси. По его словам, не должно быть препятствий на пути развития отношений между двумя мусульманскими странами, в том числе необходимо помешать «врагам региона», которые делают все, чтобы не допустить сближения Ирана с соседями. Хозяин встречи не скрывал, что речь идет об Израиле. «Сионисты в регионе преследуют свои зловещие цели, и, где бы они ни находили точку опоры, они превращают ее в инструмент для экспансии и разжигания вражды»,— подчеркнул он.
Напомним, что год назад ОАЭ объявили о нормализации отношений с Израилем при поддержке США. В числе прочего это была часть плана тогдашнего американского президента Дональда Трампа по созданию антииранского блока. Со сменой администрации в Вашингтоне акценты сместились. США перестали быть противниками переговоров с Ираном и сами вступили с ним в непрямой диалог в Вене относительно будущего иранской ядерной программы. Правда, пока результаты этих контактов не внушают оптимизма, если судить по отзывам американских и европейских дипломатов о стартовавшем на прошлой неделе седьмом раунде переговоров. Высокопоставленный представитель Госдепартамента США на условиях анонимности заявил журналистам, что иранская делегация приехала в Вену с предложениями, в которых «был сделан отход от всех компромиссов, на которые Иран пошел в течение шести раундов переговоров». По его словам, США готовятся к тому, что возврата к Совместному всеобъемлющему плану действий, который с 2015 по 2018 год ограничивал иранскую ядерную программу, не будет. Ранее американцы давали понять, что у них есть план Б на случай провала венских переговоров. Он включает усиление экономического и политического давления на Тегеран, не исключены и применение против него и военных методов. США активно обсуждали этот план с Израилем, который постоянно говорит о близости иранцев к созданию ядерного оружия. Примечательно, что до намеченного на конец этой недели нового этапа переговоров в Вене состоятся визиты в Вашингтон главы израильской разведки «Моссад» Давида Барнеа и министра обороны Бени Ганца.
На этом фоне визит шейха Тахнуна в Тегеран не мог не насторожить Израиль.
«Израиль не обеспокоен, но и не доволен этим развитием событий»,— прокомментировал визит американскому аналитическому порталу The Media Line израильский дипломатический источник. «Сближение с Ираном и сближение с Израилем не работают вместе»,— сказал эксперт по региону Моран Зага в интервью газете Jerusalem Post. Впрочем, другие эксперты указывают, что ОАЭ по-прежнему не доверяют Ирану и один визит ситуацию глобально не изменит.
У ОАЭ и Ирана действительно много претензий друг к другу, и никто из них не готов расслабляться. В частности, Абу-Даби активно вооружается, о чем свидетельствует заключенная в минувшую пятницу рекордная сделка с Парижем о поставке 80 истребителей Rafale. Это не прошло незамеченным в Тегеране. «Мы являемся свидетелями продажи оружия странам региона на миллиарды долларов, хотя они проводят много встреч по поводу наших ракет. Благодаря этим действиям мы еще больше полны решимости укрепить наш оборонительный щит»,— заявил официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде, намекая на критику ракетной программы Тегерана со стороны стран Запада и Персидского залива.
Еще один пункт разногласий арабских монархий с Ираном — активная региональная политика Тегерана и рост его влияния в Ливане, Ираке, Йемене и Сирии.
На этом направлении также пока не предвидится подвижек. Иран ничего менять не собирается и только наращивает свои связи с этими странами, как военно-политические, так и экономические.
Очередным свидетельством этого стал визит главы МИД Сирии Фейсала Микдада в Тегеран. В конце ноября Дамаск посещала экономическая иранская делегация во главе с министром торговли, промышленности и шахт Ирана Сейедом Реза Фатеми Амином. Речь шла о расширении сотрудничества в энергетике и торговле. Как отмечают иранские СМИ, объем товарооборота между Ираном и Сирией в прошлом году оказался в два раза меньше, чем ожидалось, и эту ситуацию требуется исправить. В этом году в планах Тегерана нарастить свой экспорт в Сирию до $200 млн. Для достижения этой цели был выделен специальный бюджет в размере $50 млн для поддержки иранских экспортных компаний, действующих на сирийском рынке. В конце ноября в Дамаске открылся очередной иранский торговый центр.
Расширение экономических связей стало приоритетом и в ходе визита Фейсала Микдада в Тегеран, но, разумеется, не обошлось и без политических тем. В частности, речь шла о восстановлении контактов Дамаска с арабскими странами. Месяц назад состоялись первый за десять лет визит главы МИД ОАЭ Абдаллы бен Зайда в Дамаск и его встреча с президентом Сирии Башаром Асадом. Это вызвало беспокойство США, которые считают необходимым продолжить политическую изоляцию сирийских властей, но порадовало Тегеран. Правда, в искренности иранцев в регионе сомневаются, ведь ОАЭ при желании могут стать конкурентом Ирана в Сирии — как политическим, так и экономическим, по крайней мере на это очень надеялись израильтяне. Но пока и Тегеран приветствует политику Абу-Даби по сближению с Дамаском, о чем и заявил глава МИД Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан на встрече с сирийским коллегой. Фейсал Микдад, в свою очередь, назвал действия ОАЭ «смелым и передовым шагом», выразив надежду, что их примеру последуют другие арабские страны. Два министра также дружно осудили санкционную политику США, от которой страдают их страны, и обсудили израильские атаки на Сирию, которым господин Микдад обещал активно противостоять, а его коллега выразил полную уверенность в успехе этих действий. Были затронуты и переговоры в Вене. «Мы верим в способность иранских официальных лиц управлять переговорами таким образом, чтобы разоблачить ложь и действия Израиля и западных стран»,— сказал господин Микдад. Теперь в Дамаске жду президента Ирана. Приглашение ему от Башара Асада было передано через Фейсала Микдада.