Новые образы великого Сундука
Как празднуется юбилей Луи Виттона
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения основателя Louis Vuitton. Размах празднований впечатляет. В честь юбилея бренд запланировал и осуществил целую серию событий и мероприятий. Были выпущены компьютерная игра, документальный фильм, роман, описывающий вымышленные приключения юбиляра, несколько его воображаемых портретов. И самое главное — во всех магазинах бренда, включая российские, ежедневно меняется праздничное оформление витрин.
Луи Виттон (родился 4 августа 1821, умер 27 февраля 1892) сделал себя сам впечатляюще эталонным образом. Он родился в деревне Анче в провинции Юра на гористом востоке Франции. Среди родственников — фермеры, столяры и плотники. В 14 лет он покинул дом без каких-либо средств — и в результате добирался до Парижа целых два года. Это идеальное начало и для авантюрного романа, и для биографии знаменитости. И оно описано в придуманной, но все же основанной на скудном количестве известных фактов биографии Луи Виттона, которую написала Каролин Бонгран. Бумажная книга «Louis Vuitton, l’audacieux» («Смельчак») опубликована издательством Gallimard, но роман доступен и в интернете на английском и французском языках. Кроме того, к юбилею приурочен документальный фильм, только вышедший на платформе Apple TV Explore. Путешествию Виттона из Юра в Париж посвящена компьютерная игра «Louis The Game. Шесть сказочных миров», созданная при участии известного американского цифрового художника Майка Beeple Винклемана. Виттоновская символическая куколка-талисман Вивьен, знакомая нам по сувенирам бренда, в этой игре путешествует в разных условиях и в пути собирает юбилейные свечи. Путь идет через сказочные, но явно напоминающие главные мегаполисы мира леса Луи, Светящийся Город, Королевство Приключений, Остров Монограмм, Солнечный Мегаполис и Феерию Дня рождения. Ссылки на бесплатные игру и электронную книгу можно найти на сайте louisvuitton.com, подарочное издание романа уже продается в московских магазинах Louis Vuitton.
Вообще при безусловной масштабности празднования юбилея основателя бренда мы видим, что все придуманные Louis Vuitton мероприятия легкие, немного авантюрные и немного игровые. Еще одна игра была придумана с воображаемым портретом юного Луи Виттона. Разумеется, настоящего портрета юного и очень бедного Луи, нанявшегося в 1937 году учеником в мастерскую сундучника и упаковщика Ромена Марешаля, не существует и не могло существовать. Вообще первая известная фотография Луи Виттона была сделана, когда ему было около 40 лет. Поэтому пиксельное изображение юного упаковщика на обложке книги — это цифровая обработка поздней фотографии, своеобразная реконструкция. Подобные реконструкции вполне используются и в науке, но все равно в значительной степени являются фантазией. Этот пиксельный портрет, синий на оранжевом фоне, можно увидеть на обложке биографического романа Каролин Бонгран.
Давно сотрудничающий с брендом нью-йоркский художник и иллюстратор Рубен Толедо к юбилею нарисовал картинку, остроумно стилизованную под европейские журнальные карикатуры первой половины XIX века. На этом рисунке юный упаковщик Луи утрамбовывает в дорожный сундук даму в кринолине. Основание для такой иронической картинки вполне весомое. Упаковка сложнейших по конструкции и требующих бережного обращения громоздких платьев с кринолинами была серьезным делом. Луи Виттон справлялся с ним виртуозно, так что смог стать любимым упаковщиком императрицы Евгении. И именно с этого профессионального успеха можно начинать отсчет и его карьеры, и долгой всемирной славы Louis Vuitton.
Это не все. К юбилею посвященный Луи Виттону триптих с его портретом создал знаменитый Алекс Кац — работающий в стилистике фигуративного поп-арта нью-йоркский художник. Если учесть, что Алекс Кац родился в 1927 году, эта работа много говорит о влиятельности бренда Louis Vuitton и его культурного фонда. Знаменитости в возрасте за 90 лет в принципе уже сами выбирают, с кем сотрудничать и что им интересно.
В общем, все части этого проекта достаточно амбициозны. Но самая масштабная — юбилейные витрины. Они сделаны во всех магазинах бренда по всему миру. Разумеется, и в Москве тоже. Витрины стали наряжать с 4 августа и продолжат до конца календарного года. Этот выбор неслучаен — в свое время Луи Виттон одним из первых обратил внимание на оформление магазинных окон. Для юбилейных витрин предусмотрены три разных формата. Объемное изображение фирменной луивиттоновской клетки «дамье» — состоящая из кубов своеобразная клетка для изображений. Причем дважды в день бумажный слой снимается с каждого куба и дальше служит для упаковки покупок. Второй вариант — гигантская фигура сложенного из сундуков робота — современная интерпретация придуманного Луи Виттоном способа оформления витрин магазинов композициями из сложенных сундуков и чемоданов. И наконец, в витринах флагманских магазинов Louis Vuitton, обрамленное якобы театральными занавесями, в воздухе парит изображение открытого сундука, внутри которого ежедневно меняется картинка. 200 картинок.
И этот вариант самый интересный. Знаковый для Louis Vuitton сундук становится материалом для творчества и коллективного, и индивидуального. Вообще вся история с празднованием юбилея отлично демонстрирует, как можно совместить торжественность и легкую игривость, определенную элитарность продукта и массовость его распространения, прагматизм и искусство.
Во-первых, не просто клиентам марки, но и просто прохожим было представлено растянутое на несколько месяцев представление. И увидеть его могли во всех городах, где имеются магазины Louis Vuitton, а это действительно очень много самых разных мест. Во-вторых, для осуществления этого проекта было приглашено 200 визионеров, среди которых есть и отдельные фигуры, и творческие коллективы. Конечно, в большинстве своем это клиенты бренда, друзья бренда и люди, сотрудничающие с Louis Vuitton Foundation. Но этим 200 визионерам была предоставлена практически полная свобода самовыражения.
Единственное ограничение — результат этого самовыражения должен быть упакован по заветам Луи Виттона. То есть укладываться в размер 50x50x100 см. Это примерные габариты первого сундука, обтянутого холстом с непромокаемой пропиткой, с плоской крышкой для удобства складирования — то есть первого предмета багажа, разработанного Луи Виттоном в 1850-х. А вот внешний вид этого виртуального сундука, его конструкция, материалы, из которых он сделан,— как и содержимое чемоданов любого путешественника — это уже личный выбор автора.
Среди тех, кому предложили придумать наполнение витрин,— самые разные люди и коллективы, дизайн-студии и галереи. Есть знаменитые на весь мир, есть и не очень известные. Люди самых разных национальностей и профессий. Художники и архитекторы, поп-звезды, режиссеры и галеристы. Скейтер, писатель, ботаник, авиаинженер, астролог, космонавт, перчаточник, паралимпиец, контртенор и многие другие. Это было принципиальное решение — сделать возможным самый разный взгляд на бренд. В конце концов, путешествуют самые разные люди. И значит, у них есть свои ассоциации с поездками, приключениями и необходимым в дороге багажом.
Среди людей и коллективов, чьи имена и названия буквально у всех на слуху, можно назвать архитектора и старого друга бренда Фрэнка Гери (по его проекту возведено здание Louis Vuitton Foundation в Париже). Публицистку и феминистку Глорию Стейнем. Работающего с ландшафтами архитектора Су Фудзимото. Мастера японского стритвира и нынешнего креативного директора бренда Kenzo Томоаки Нагао, больше известного под псевдонимом NIGO®. Знаменитую корейскую поп-группу BTS. Съемочную команду культового мультсериала «Симпсоны» (их витрина, разумеется, пользуется диким успехом).
Есть среди приглашенных командой Louis Vuitton визионеров и наши соотечественники. Во-первых, это давно завоевавшая международную известность Recycle Group, состоящая из художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова. А во-вторых, становящийся знаменитым блогер и художник-иллюстратор Константин Прозоров. В его видео прозрачный чемодан Louis Vuitton пролетает мимо моделей из коллекций Вёрджила Абло разных сезонов. И таким образом у художника получился неожиданный и очень грустный оммаж умершему в начале декабря креативному директору мужских коллекций бренда.
Работы, предоставленные двумя сотнями визионеров, очень разные. Композиции и картины, фотографии и скульптуры, видео и цифровые изображения. Конечно, среди этих витрин оказалось очень много романтизированных изображений идеального сундука Louis Vuitton. Но только ими дело не ограничилось. Зеленые заросли и упаковочная бечева, мультяшные рыбки и изящные комоды, воспоминания о путешествиях и мечты. Все как-то уместилось в историю, рассказываемую на витринах магазинов. И в результате становится очевидным то главное, что сделало Louis Vuitton действительно знаменитым и успешным брендом. Все знают, что успешнее всего продается мечта. В случае с чемоданами и сумками, придуманными когда-то упаковщиком Луи Виттоном, это мечта о дорогах и новых местах, о путешествиях и приключениях, открытиях и поиске. То есть о вещах важных и вполне возможных не только для лояльных клиентов бренда. И в этом тоже заключается обаяние концепции, заложенной в создание 200 авторских витрин Louis Vuitton.
Ну и наконец. Подарок на юбилей Луи Виттона делает сама компания Louis Vuitton. В размере двух миллионов евро. От имени каждого визионера, создавшего свой вариант витрины, будет пожертвовано 10 000 евро одной из пятнадцати некоммерческих организаций, занимающихся центрами творчества и искусства среди молодежи и представителей неблагополучных общин, всего в 13 странах на пяти континентах. Кроме того, директор по визуальному имиджу Louis Vuitton Фей Маклеод и ее команда собираются продолжить празднование еще двумя способами. Во-первых, организацией передвижной выставки витрин, и с материальными, и с оцифрованными объектами. И во-вторых, организацией аукциона, на котором будут продаваться экспонаты этой передвижной выставки. А доходы от аукциона будут использованы для стипендий студентам, изучающим инновации в области искусства и творчества. Потому что мечты должны сбываться.