Касса будет пропуском за прилавок
Правительство ужесточает фискальный контроль за рынками
Законопроект об ужесточении правил применения контрольно-кассовой техники (ККТ) для обеления торговли на рынках и ярмарках внесен правительством в Госдуму. Нововведения касаются продавцов — для них перечень оснований для освобождения от применения онлайн-касс сокращен, а также управляющих рынками компаний: они будут обязаны ежемесячно проверять наличие ККТ у арендаторов, а в случае неустранения выявленных нарушений отказывать в предоставлении торгового места.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, ужесточающий правила применения онлайн-касс на рынках и ярмарках — в частности, за счет сокращения перечня оснований для «освобождения» от их использования. Идея обсуждается с марта 2021 года. Как отмечали тогда в Минфине, перечень исключений сейчас установлен нечетко и недобросовестные арендаторы «мимикрируют под льготные категории» (см. “Ъ” от 29 марта).
Поясним, сейчас не обязаны использовать при расчетах с покупателями онлайн-кассы предприниматели, занимающиеся торговлей на розничных рынках, ярмарках, но к этому прилагается обширный перечень исключений — в зависимости от того, что продается (например, обязательно применение ККТ при продаже ковров, мебели и других товаров из специального списка), и организации торгового места (торговля, например, в павильонах предполагает применение онлайн-касс, а с необустроенных мест, не позволяющих обеспечить сохранность товара,— нет).
По новым же правилам освобождены от применения ККТ будут только компании и ИП, которые применяют единый сельхозналог, реализуя продукты с торговых мест площадью (включая места для хранения товаров) не более 15 кв. м (ранее предполагалось сжать норму до 5 кв. м).
Для тех, кто сейчас не обязан применять онлайн-кассы, этот режим сохранится до 1 апреля 2022 года (для сельхозпотребкооперативов — до 2023 года). С 2024 года они должны будут указывать в кассовом чеке наименование товара и его количество.
Поскольку допуск торговцев на рынки зависит от их управляющих компаний, у них появятся новые обязанности и полномочия. Сейчас, поясняют авторы проекта, у управляющих рынком компаний нет действенных механизмов воздействия на нарушителей. По законопроекту торговые места, если они предполагают обязательное использование ККТ, могут предоставляться только предпринимателям, у которых есть зарегистрированная онлайн-касса (проверить это УК смогут на сайте ФНС). Компания ежемесячно будет обязана проверять наличие зарегистрированной ККТ у арендаторов и при ее отсутствии уведомить их о необходимости устранения нарушения. На это отводится 15 рабочих дней, далее компания будет вынуждена отказать в предоставлении торгового места. Чтобы обеспечить контроль наличия ККТ у арендаторов, Минфин уже внес в Госдуму поправки в КоАП об ответственности УК за уклонение от него. В Минфине “Ъ” пояснили, что «изменения направлены исключительно на фактическую реализацию существующих обязанностей применения ККТ продавцами и осуществление контроля за этим управляющими компаниями», а также позволят сократить теневой оборот товаров на розничных рынках.
При этом в ведомстве подчеркивают, что на физлица, не являющиеся ИП, нормы о применении ККТ, как и ранее, не распространяются.
Член координационного совета «Деловой России», гендиректор ИТ-компании «Эвотор» (производитель онлайн-касс) Андрей Романенко полагает, что «рынки до сих пор остаются самой непрозрачной частью ритейла, их сложнее всего контролировать: не менее 500 тыс. торговых точек до сих пор не оборудованы онлайн-кассами, но не применять ККТ по закону могут лишь немногие из них». По его словам, наличие теневого сектора порождает нечестную конкуренцию: предприниматели, которые «бьют чеки и платят налоги», по сути, оказываются в проигрышной позиции по сравнению с теми, кто работает «в тени».
«Мы понимаем, что подход правительства в том, чтобы налоги платили все и работали в единых конкурентных условиях. В конечном итоге от этого должны выиграть все»,— говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. По его оценкам, в рознице на нелегальный сектор приходится 10–20% оборота малого бизнеса. Однако, добавляет он, для продавцов ужесточение требований к применению ККТ — это затраты. «Было бы справедливо при ужесточении регуляторики предусмотреть налоговые вычеты на сумму приобретенной техники, как это делалось в 2018 году для ИП»,— добавляет он.