Мусор под ковер
Руководство Ленобласти готово прислушаться к протестам населения
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко на фоне протестов местных жителей против размещения комплексов переработки отходов АО «Невский экологический оператор» (НЭО) подверг сомнению целесообразность строительства КПО в Ломоносовском районе. Он заявляет, что и решений по остальным точкам до сих пор нет, и декларирует готовность к диалогу с населением. В НЭО не видят в этом повода для беспокойства и говорят, что комплексы в любом случае будут построены. Эксперты также считают, что решение рано или поздно принять придется, иначе регион задохнется в твердых бытовых отходах.
Как сообщил вчера журналистам на пресс-конференции губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, «решение до конца ни по одной точке не принято».
В то же время, отметил он, «если мы говорим о том, что какие-то объекты мы готовы включить в территориальную схему (обращения с отходами.— “Ъ”), тот же Ломоносовский район — я тоже пока склоняюсь к тому, что это место очень сложное для размещения объектов, даже завода, потому что там есть сложная гидрология».
Ранее “Ъ” писал, что НЭО (региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами) объявил открытый конкурс на проектно-изыскательские работы по пяти комплексам переработки отходов (КПО) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Первые два комплекса НЭО разместит в Санкт-Петербурге. В Ленинградской области компания планирует построить на территории выработанных или существующих песчаных карьеров три КПО: «Дубровка» на площади 125,6 га во Всеволожском районе, «Островский» на площади 122,6 га вблизи поселка Подгорный Выборгского района и «Брандовка» на площади 5,56 га близ Оржицкого поселения Ломоносовского района. В настоящее время эти участки считаются землями лесного фонда.
Все объекты нового строительства, в соответствии с опубликованным техническим заданием, должны включать цеха сортировки, переработки, компостирования органических отходов и производства альтернативного топлива, а также вспомогательные здания, сооружения и инженерные сети. Общий объем производительности каждого КПО — до 600 тыс. тонн в год.
Планы по размещению КПО встретили протестами местные жители и экологические активисты. Александр Дрозденко понимает, что никто не хочет, чтобы рядом с его населенным пунктом был завод по переработке мусора, но в то же время считает, что властям важно занять принципиальную и законную позицию в вопросе выбора участков под строительство комплексов.
Глава региона подчеркнул, что в первом полугодии 2022 года область должна определиться с местами строительства заводов. «Мы готовы вести диалог со всеми, всем говорим — дайте альтернативные предложения, но предложение "только не здесь" не принимается»,— резюмировал он.
В областном комитете по обращению с отходами утверждают, что проект новой территориальной схемы обращения с отходами Ленинградской области отражает возможности действующей инфраструктуры, а также возможные варианты отраслевого развития, но не содержит конечного выбора способов и технологий в рамках этого развития. Конкретные технологические решения для объектов обращения с отходами будут выбраны с обязательным привлечением общественности на этапе проектирования конкретных комплексов. Только после утверждения проектов госэкспертизой и согласования с жителями ответственная организация сможет начать строительство того или иного комплекса, подчеркнули в комитете.
В НЭО отметили, что все вопросы с правительством Ленинградской области решаются в рабочем режиме, поскольку «они являются нашими акционерами». «Действительно, решение не принято. Окончательно станет понятно, пригоден ли участок для размещения КПО, по итогам проектно-изыскательских работ. Мы для того и размещали закупку для проектирования, чтобы в том числе изучить воздействие на окружающую среду. Строительство тоже начнется после прохождения госэкспертизы и экологической экспертизы. По гидрологии — отдельно будем прорабатывать»,— сказали в компании.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский рассуждает: «Политическая воля на строительство этих заводов сильна и упряма, и ее упрямство продиктовано авральной ситуацией, складывающейся в сфере мусоропереработки города и области. Существующих мощностей по переработке крайне мало, они действуют несистемно, а мусор не исчезает в никуда — он просто складируется на законных или незаконных свалках, которые так же беспокоят жителей, как их беспокоит и перспектива строительства КПО». По его мнению, плотная застройка города и области не предполагает строительства таких объектов в произвольном месте, особенно учитывая протестные настроения граждан по экологическим вопросам. Господин Жарский уверен, что конкурс состоится в любом случае: даже если один из участков не будет выделен, он будет заменен другим, третьим — до тех пор пока не найдется компромиссный для всех вариант.
Эксперт прогнозирует, что конкретно этот конкурс может не состояться и по инициативе НЭО. «Их тоже предложенные участки, похоже, не слишком устраивают, за исключением одного — МПБО-2 на Волхонском шоссе. Объем выделенных на проектирование средств говорит о том, что строится капитальная, продуманная система под современные средства переработки, выбирается кратчайшее логистическое плечо, а значит, одна из основных задач — донести до граждан, что мусоропереработка им не угрожает. Наоборот, угрожает ее отсутствие»,— подытожил Илья Жарский.