«ESG-рейтингование — взаимовыгодный процесс для бизнеса и финансового сектора»
В EY рассказали, как компании получить достойный авторитетный ESG-рейтинг
Руководитель отдела услуг в области устойчивого развития EY Артем Ларин — о причинах низкой корреляции ESG-рейтингов, объективности и сопоставимости таких оценок и перспективах изменения ситуации с качеством соответствующих данных.
Количество рейтинговых ESG-агентств растет с каждым годом. При этом пользователи отмечают низкую корреляцию рейтингов от различных агентств, что не позволяет им получить объективную, понятную и сопоставимую информацию, а компаниям сложно позиционировать себя как ответственные при различающихся баллах и критериях в оценках. В чем причины и есть ли меры по улучшению ситуации?
Получение ESG-рейтингов становится важным звеном в достижении стратегических показателей, утвержденных в ESG-стратегиях компаний, позволяя им не только получить объективное независимое мнение об управлении собственными ESG-рисками, но и улучшить ESG-имидж у инвесторов, клиентов и других заинтересованных сторон.
Согласно исследованию EY, проведенному в 2020 году, 91% инвесторов заявили, что нефинансовые показатели играют ключевую роль в принятии инвестиционных решений. Согласно исследованию 2021 года EY Global Institutional Investor Survey, 90% опрошенных инвесторов заявили, что после пандемии COVID-19 они придают еще большее значение эффективности ESG-компаний, когда речь заходит об их инвестстратегии и принятии решений. Однако информация, которую они получают из открытых источников, ограниченна, ненадлежащего качества и уровня прозрачности, зачастую не верифицирована, а ESG-рейтинги имеют низкую корреляцию в оценках, что не позволяет сопоставлять оценки различных рейтинговых агентств и принимать взвешенное решение.
Каковы основные причины низкой корреляции ESG-рейтингов? Первая — отсутствие единого подхода к оценке и самим критериям оценки. ESG-рейтинговые агентства, которых сейчас существует больше 600, используют различные методики оценки, по-разному собирают данные, используют собственные методологии. Общее количество анализируемых показателей в анкетах превышает 450. При этом шкала оценки значительно отличается в зависимости от агентства, присваивающего рейтинг. Соответственно, инвесторы получают различные оценки по одному и тому же участнику, что не способствует прозрачности.
Вторая причина — ограниченное раскрытие компаниями нефинансовой информации. Если компания не попадает в перечень, подлежащий регулированию в сфере ESG-отчетности, она редко инвестирует средства и ресурсы в подготовку нефинансовой отчетности, что в итоге влияет на ее ESG-рейтинг, который может быть сформирован без ее участия и запроса, но при интересе потенциального инвестора.
Третья причина — отсутствие единого стандартизированного подхода к раскрытию и ESG-отчетности. Компании раскрывают свою нефинансовую информацию в ежегодных отчетах по устойчивому развитию, но следуют различным стандартам отчетности в области ESG. Соответственно, поиск и нахождение нужной информации рейтинговыми агентствами порой сильно затруднен, что в итоге приводит к невозможности правильно учесть необходимую информацию при присвоении оценки ESG.
Четвертая причина — отсутствие верифицированных ESG-данных. Верификация ESG-отчетности требует дополнительных затрат от бизнеса, и не все компании могут себе это позволить, однако верифицированные данные будут пользоваться приоритетом в оценке потенциальных инвесторов. Субъективность оценок, которая основывается на недополучении информации, плюс возможность или отсутствие коммуникации с рейтинговым агентством, позволяющая получить недостающую информацию.
Как компаниям получить достойный авторитетный рейтинг, который будет понятным и однозначно воспринимаемым на финансовом рынке, а инвестору не промахнуться с безрисковыми инвестициями? Во-первых, инвесторы должны получать более качественные раскрытия ESG-данных от компаний. Во-вторых, необходим единый стандарт по раскрытию ESG-информации, который будет связывать финансовые и нефинансовые показатели, обеспечивая прозрачность и качество раскрытия ESG, особенно в отношении существенных для компании областей, одновременно упрощая формат предоставления отчетности, но включая обязательное требование к верификации ESG-данных. В-третьих, необходим единый подход в оценке ESG-информации, подходах и методах, применяемых рейтинговыми агентствами, для сопоставимости полученных оценок.
Уже принимаются меры для улучшения ситуации. Так началось формирование базы ключевых ESG-показателей. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) вместе с аудиторскими компаниями Deloitte, EY, KPMG, PwC и Международным деловым советом в 2020 году представили доклад о необходимых ESG-показателях для включения в корпоративную отчетность общим количеством 55: 21 ключевой, раскрывать которые критически необходимо, и 34 расширенных. Основная цель проекта ВЭФа заключалась в том, чтобы создать прозрачный и понятный инструмент для компаний, которые готовят отчетность, а также для инвесторов и потребителей.
Кроме того, началась дифференциация ESG-показателей в зависимости от сектора. Данный подход обсуждается среди участников процесса ESG-рейтингования, включая обсуждение сроков пересмотра требований и требования к источникам получения нефинансовой информации. И, наконец, принимаются новые стандарты нефинансовой отчетности. На Конференции ООН по изменению климата-2021 в Глазго (COP26) Фонд международных стандартов финансовой отчетности официально объявил о создании Международного совета по стандартам устойчивого развития (ISSB). ISSB готов обеспечить необходимую согласованность и сопоставимость со стандартами отчетности ESG. ISSB разработает глобальный базовый уровень стандартов раскрытия информации об устойчивом развитии и поможет консолидировать требования существующих стандартов ESG-отчетности.
Согласно исследованию EY, 89% опрошенных инвесторов заявили, что они хотели бы, чтобы отчетность о показателях эффективности ESG в соответствии с набором глобально согласованных стандартов стала обязательным требованием, что, в свою очередь, может лежать в основе хорошего управления бизнесом и поможет создавать и сохранять доверие заинтересованных сторон.
Но бизнесу и инвесторам еще многое предстоит сделать. Прежде всего компании должны обеспечить связь между финансовой и нефинансовой отчетностью, выработать более надежный подход к раскрытию информации об ESG-рисках, особенно в части климатических рисков, обеспечить прозрачность и верификацию представляемых данных для укрепления доверия среди заинтересованных сторон. Инвесторы же должны обновить свою инвестиционную политику, в том числе подходы к оценке ESG-рисков в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспектива и разработать перспективную стратегию анализа данных.