«То, что казалось будущим,— уже настоящее»
Валерия Дзюба — о тенденциях в дизайне и об осознанном потреблении
Офис московского архитектурного бюро NIDO размещается в Доме Наркомфина. Руководитель студии Валерия Дзюба рассказала нам, как в этом историческом здании работается архитекторам, не боящимся экспериментировать.
—На чем специализируется NIDO? Когда вы открыли бюро?
—Годом основания студии мы считаем 2016-й, когда состоялась наша первая встреча с архитектором Ксенией Сучковой и мы стали работать вместе. Между нами сразу возник конструктивный диалог. Сегодня помимо нас в студии еще четыре человека. Мы приглашаем новых людей для решения определенных задач и работы над конкретными проектами. Главным в уходящем году для нас стало сотрудничество с одним из российских фешен-брендов, мы разработали совершенно новый дизайн магазинов марки и очень ждем их открытия.
—Вы занимаетесь в основном частными интерьерами?
—Да, но в последнее время у нас возникла потребность в креативных экспериментах. Коммерческий проект дает больше свободы для реализации нестандартных идей.
—Расскажите о проекте нового офиса. Все ли задуманное удалось воплотить в жизнь?
—Дом Наркомфина — это архитектурная Мекка на карте Москвы, работать в этих стенах — словно поселиться в памятнике. Мы очень рады, что нам удалось создать здесь теплую, живую атмосферу. Конечно, главной задачей было не навредить. Когда работаешь с таким значимым объектом, личное видение уходит на второй план. В нашем распоряжении было 90 кв м. Мы четко разделили пространство на зоны. Второй этаж — рабочий, open-space и кабинет. Первый этаж — переговорная для встреч с заказчиками. Чтобы разрядить обстановку, мы часто устраиваем тут завтраки, печем круассаны.
—Минималистский стиль, в котором вы работаете, предполагает особую тщательность при выборе материалов.
—Я не очень люблю понятие чистых стилей, мы живем в формате современного микса. И, чтобы не ставить себя в жесткие рамки, мы придумали для внутреннего пользования шуточное определение стиля, в котором работает бюро: progressive minimalism. Оно позволяет нам не соответствовать заданным правилам и каждый раз создавать свои, экспериментировать. Мы практически не используем в проектах готовых предметов и типовых решений. У нас прекрасные подрядчики, и в их мастерских мы тестируем материалы, создаем предметы мебели. Все решения уникальны и разрабатываются под каждый проект. Из последнего — эксперименты с пластиком. И еще мы стараемся уделять как можно больше внимания экологичности сырья. Появляется очень много новых материалов, к сожалению, не все удается применить, а порой просто привезти.
Пять важных экопроектов — выбор архитекторов бюро NIDO
Плитка Carrele из яичной скорлупы
Идея производить плитку из яичной скорлупы — отходов хлебопекарного производства пришла в голову дизайнеру Элейн Ян Линг (студия The Fabrick Lab). Благодаря высокому содержанию карбоната кальция яичная скорлупа сверхпрочна, стабильна, не деформируется под нагрузкой и под влиянием окружающей среды.
Это очень ценные качества для материала, применяемого при оформлении общественных пространств. Он может быть использован в производстве напольных и настенных покрытий, мебели и посуды.
Материал Pinatex из волокон листьев ананаса
По своим свойствам этот материал напоминает кожу, но он прочнее и долговечнее. Pinatex широко применяют для пошива сумок, рюкзаков, ремней, одежды, также в качестве обивки мебели. Использование «ананасной ткани» будет расширяться.
Уличная мебель A’mare из поликарбоната
В этом году в рамках Salone del Mobile в Милане дизайнер Якопо Фоджини представил коллекцию сделанной вручную минималистичной уличной мебели A’mare для шоурума Edra. В коллекцию вошли кресло, стулья, шезлонги, скамейки, столы разной формы. Это предметы из прозрачно-голубого поликарбоната, который поддается стопроцентной переработке. Уникальность поликарбоната в том, что он не деформируется под воздействием климатических условий в отличие от других материалов, используемых при создании уличной мебели, и очень долго сохраняет хороший вид.
Предметы из переработанного пластика 99-recycle
Команда молодого российского бренда 99-recycle из Петербурга в числе первых в России стала создавать аксессуары и предметы интерьера из переработанного пластика. Особенно интересны результаты сотрудничества 99-recycle с другими брендами. Они выпустили подарочные экокоробки для Adidas, декоративные листы из перемолотых крышек для кассовой зоны и зоны хранения одежды магазина SHU archive, журнальный столик из переработанных крышек и пластиковых бутылок, шторки для примерочных из переработанных пакетов для магазина Tacktack. Это очень важные шаги на пути интеграции экоматериалов и инновационных решений в общественные пространства.
Реконструкция ГЭС-2
Говоря о прогрессивных проектах в архитектуре, невозможно не упомянуть проект ГЭС-2, который после многолетней реконструкции наконец открылся в декабре. ГЭС-2 — одно из немногих зданий в нашей стране, где использованы возобновляемые источники энергии. На крыше установлены солнечные батареи, а также система фильтрации дождевой воды. Во всех системах, от вентиляции до освещения, внедрены технологии, которые будут минимизировать энергопотребление. Трубы бывшей ГЭС-2 превратят в экологичную систему вентиляции здания, они будут забирать чистый воздух с высоты 74 м и распределять по всему помещению. Проект реконструкции разработало бюро Renzo Piano Building Workshop.
—Какие тенденции в оформлении интерьера кажутся вам наиболее важными?
—Тенденция к упрощению, отказу от лишнего — это то, что нам близко. Селективность и кастомизация — предметы, создаваемые штучно, чрезвычайно востребованы. Конечно, диджитализация, каждый из нас сегодня ощущает на себе влияние этой тенденции. И самое главное — экологическая осознанность. Базовые вещи, такие как сортировка мусора, стали обязательными. Экономия электроэнергии, воды — новейшие технологии позволяют все это легко настроить. Начинать нужно, как в любом деле, с себя и показывать собственным примером, что все осуществимо. То, что вчера казалось будущим,— уже настоящее.