Комната цвета

Бетан Лора Вуд в своей коллекции

Десятилетие сотрудничества с галереей Nilufar британский дизайнер Бетан Лора Вуд отметила ретроспективной выставкой в Милане, на которой до 27 ноября можно было увидеть футуристичную мебель, предметы декора и светильники из коллекции Ornate. Произведения Вуд — смелая и эпатажная художественная интерпретация классической мебели XVIII века, которую, по ее словам, можно было встретить в покоях придворных дам Марии-Антуанетты.

Авторский почерк Бетан Лоры Вуд, яркий и провокационный, легко узнаваем. В своих работах выпускница лондонского Королевского колледжа искусств с удовольствием смешивает цитаты исторических стилей, ремесленные техники, материалы, новаторские формы в эклектичный коктейль. Еще недавно восходящая звезда, сегодня Бетан Лора Вуд — признанный мастер, чьи работы изучают студенты мировых дизайнерских вузов. Ее работы выставляются в Музее Виктории и Альберта (Лондон), Швейцарском институте (Нью-Йорк), музее Daelim (Сеул) и Национальном музее современного искусства (Токио).

Все объекты — мебель, светильники, ткани, фарфор, дамские сумки или ювелирные украшения, созданные по эскизам Вуд,— удивляют смелостью концепции и непременно ноткой характерного для британской культуры юмора. Например, у ее сервиза Tongue («язык») для марки Rosenthal изгибающиеся носики и ручки чайников и чашек напоминают высунутые языки. Вуд питает страсть к необычным цветовым сочетаниям, текстурам и орнаментам. «Я вижу окружающее в ярких красках, это мой способ воспринимать и "переваривать" среду,— говорит она.— Цвет — это прежде всего эмоция. Мне также интересны культурные и социальные коннотации оттенков и сочетаний».

Бетан работала c известными брендами — Cassina, Moroso, Valextra, сс-tapis, ее студия оформляет витрины для Dior, Hermes. В 2014 году для витрин Hermes дизайнер сделала объемные копии натюрмортов Анри Руссо. Для Valextra в 2018 году Бетан создала коллекцию сумок Toothpaste. В своей работе Вуд стремится к тому, чтобы дешевые промышленные материалы вроде ПВХ перестали восприниматься как мусор, предлагая новые методы их обработки и использования. Например, ее мебель Super Fake — новый взгляд на ламинат, из которого Вуд делает роскошные маркетри, имитирующие спилы камней. Тему имитации материалов дизайнер продолжила в работе для миланского бренда сс-tapis: на этот раз она изобразила осадочные наслоения горных пород, применив традиционные непальские техники ковроткачества. Для каждого слоя был использован свой материал: хлопок, шерсть, шелк или лен. Задачей Вуд было не добиться сходства с природным материалом, а создать художественное высказывание на тему. «Большинство моих работ где-то посередине между естественной природной средой и искусственной, созданной человеком. Мы живем в промышленном мире, где неизбежны желание и потребность сохранить связь с природой, при этом соревноваться с ней абсолютно бессмысленно. Она лучший дизайнер»,— говорит Бетан. В поисках идей Вуд часто отправляется на блошиные рынки: «Обожаю барахолки, мне всегда хочется потрогать и унести домой все. Я люблю соединять разные слои или множество мелких элементов в одно целое».

Только что в Милане завершилась ретроспективная выставка, посвященная десятилетнему сотрудничеству Бетан Лоры Вуд с Nilufar Gallery, где можно было проследить творческий путь дизайнера и оценить ее новые изобретения. Концепция экспозиции — личное пространство женщины, воображаемый будуар,— отсылает к эссе Вирджинии Вулф «Своя комната».

Основательница галереи Нина Яшар уже десять лет тесно дружит и сотрудничает с лондонской бунтаркой. Отметить круглую дату подруги решили совместным проектом. Инициативу поддержала в том числе итальянская компания Alpi, занимающаяся производством декоративных покрытий из дерева, которая помогла воплотить в жизнь все идеи.

В экспозиции Ornate в обрамлении исторических работ, отобранных Яшар, было представлено семь новых созданий Вуд. Среди них шкафчики и письменный стол с ярким орнаментом, похожие на разноцветных жуков,— оммаж эпохе ар-деко и одновременно художественным традициям Восточной Азии. Красочный рисунок-икат на дверцах напоминает узоры на любимых Бетан кимоно Meisen. Изголовье кровати и бра, собранные вручную из анодированного алюминия с латунными булавками,— современное переложение колдеровского серебряного изголовья кровати в спальне Пегги Гуггенхайм. Люстра-монпансье и бра Bon Bon, похожие на гигантские леденцы,— результат многолетнего сотрудничества Бетан с итальянским стеклодувом Пьетро Виеро, а эффектные зеркала Aperitivo сочных оттенков «Дыня», «Баклажан» «Корнишон» являются дизайнерскими экспериментами с традиционными венецианскими техниками.

Бетан не стесняется экспериментировать не только с палитрой и материалами, но и с собственной внешностью. Часто она сама — лучшая реклама собственного проекта, лицо бренда. Бетан продумывает свой образ до мелочей. Эксцентричные наряды и макияж, порой клоунский,— ее визитная карточка со времен студенчества. «В колледже искусств многие думали, что я учусь на фешен-дизайнера, потому что дизайнер мебели нечасто надевает на занятия пачку, к тому же это нарушение техники безопасности, ведь тюль легко воспламеняется,— вспоминает она.— Но, примерив на себя тот или иной цвет или орнамент, я начинаю лучше понимать, как с ним работать. Это довольно полезно — упражняться с цветами и узорами, чтобы совершенствовать свой выразительный язык. Ну и конечно, я просто люблю наряжаться. В любом деле главное — получать удовольствие от процесса».

bethanlaurawood.com

Вера Монахова

Вся лента