«Нельзя весь город застроить небоскребами и стекляшками»
Зачем бизнес вкладывается в реставрацию памятников
Генеральный директор «Делового дома на Архиерейской» Эльвира Черепанова
— Вы занимаетесь управлением коммерческой недвижимостью и, в том числе, реставрацией объектов культурного наследия. Насколько быстро окупаются такие проекты?
— В долгосрочной перспективе проект себя все равно окупает — это коммерческая недвижимость в центре города, здесь ставка чуть выше и арендатор готов платить чуть больше. Крупные компании понимают, что нельзя весь город застроить небоскребами и стекляшками, и пытаются восстанавливать старые объекты и давать им вторую жизнь. Сейчас мало кому интересна компания, которая просто строит только типовое жилье.
В период становления рынка — в начале 2000-х годов какие-то объекты окупались за 5-6 лет, сейчас такого нет. Если мы говорим о реализации девелоперского проекта в сфере коммерческой недвижимости, то восемь лет для окупаемости — это оптимистичный и даже фантастический срок. Сейчас если объект сможет окупиться за 10 лет — это хорошо, но это мы говорим о плане, а по факту все равно получается чуть больше.
— При реставрации усадьбы на Карла Либкнехта вы снесли часть здания и столкнулись с негативной реакцией общественности, что пошло не так?
— Для нас все было в рамках согласования, в рамках адекватности. Проект прошел госэкспертизу, все было проработано. Этот деревянный объект (который снесли) всеми службами был признан разрушенным — он сгнил. Сейчас мы понимаем, что нужно было позвать общественников накануне демонтажа и показать, в каком состоянии находится объект. Зато большинство узнали, что мы этот объект восстанавливаем. Сейчас есть несколько вариантов концепции, это может быть коммерческое пространство, деловое, общественное. Что именно там можно будет разместить — будет видно после того, как мы его восстановим. Поймите, первые 20 лет становления рыночной экономики бизнес зарабатывал и только сейчас обращает внимание на экологичность, социальность и так далее. Поэтому мы сейчас слышим переживания со стороны общественности. Но у девелоперов сейчас другая задача — сделать объект современным с точки зрения перспективы дальнейшего использования.
— Недавно вы приобрели объект на улице Попова, 4. Какие на него планы?
— Дом городского головы Симанова на Попова находится в еще более плачевном состоянии, чем на Карла Либкнехта. Там больше площадь, он сильнее разрушен внутри, так как дольше стоял бесхозным. Там есть большая прилегающая территория, которую мы должны благоустроить — оставить стихийную парковку, которая там сейчас расположена, мы не можем. И этот объект нельзя рассматривать в отрыве от других объектов и от улицы Вайнера, которая рядом. Здесь проходит туристический маршрут, и специфика локации накладывает еще большую ответственность. Сейчас мы общаемся с жителями домов на этой улице, с архитекторами которые занимаются реновацией улицы Вайнера. Мы хотим, чтобы объект стал частью новой концепции улицы.
— Улицу Вайнера хотят облагородить к 300-летию Екатеринбурга, у вас какие сроки?
— Как бы мы ни старались, к 300-летию не успеем, это трудоемкий проект. В следующем году у нас будут исследовательски-проектные работы, сдать этот объект в эксплуатацию мы планируем в 2026 году. Сейчас мы начинаем сотрудничество с Музеем истории Екатеринбурга. В будущем нам было бы интересно организовать совместные экскурсии по маршрутам, где расположены исторические здания. В том числе, которыми мы управляем.
— Присматриваете ли вы еще какие-то объекты?
— Да, смотрим, интерес есть, но отреставрировать все объекты, мы все равно не сможем. И мы понимаем, что нам власти все объекты не предоставят — власти тоже действуют осторожно и поступательно. Сейчас появляется спрос на такую услугу, как девелопмент ОКН. Мы понимаем, что если мы эти объекты не для себя восстанавливаем, то мы можем оказывать эту услугу для кого-то, у нас есть запросы из регионов Урала на это.
Подробнее о том, как в Екатеринбурге работают с объектами культурного наследия в материале «Ъ-Урал» — «ОКНо в будущее».