Сотрудники в штатовском

Российские компании накупили ноутбуков Apple и HP

Среди всех крупных производителей ноутбуков значительно увеличили поставки в РФ в январе—сентябре только Apple и HP. Объемы импорта азиатских Asus, Acer и Lenovo снижались, подсчитали аналитики GS Group. Это позволило HP укрепить лидерство на рынке, а Apple выйти на третье место по выручке. Аналитики полагают, что спрос на устройства брендов продиктован отложенными корпоративными закупками. При этом в целом рынок ноутбуков упал на 13% в штуках и вырос на 16,5% в деньгах: средняя цена устройства взлетела на 34%, превысив 56 тыс. руб.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

“Ъ” ознакомился с отчетом аналитического центра GS Group по импорту в Россию ноутбуков за девять месяцев. Из него следует, что Apple ввезла на 65% больше устройств, чем годом раньше, что позволило компании увеличить долю на рынке в штуках с 5% до 8%. Также поставки в РФ увеличила HP (на 44%). При этом импорт Asus упал на 15%, Acer — на 18%, Lenovo — на 4%.

В результате порядок лидеров рынка по поставкам в абсолютном выражении остался прежним, но доли изменились.

На HP пришлось 27% всех ввезенных ноутбуков, на втором месте Lenovo (18%), на третьем — Asus (14%). Четвертое и пятое место занимают соответственно Acer (12%) и Apple (8%). По выручке порядок лидеров тот же, за исключением позиции Apple — вендор опередил Acer и Asus, заняв третье место. Пять лидеров занимают 79% рынка. Еще по 4% приходится на Honor и Dell, а 13% — на другие бренды. Всего за девять месяцев в РФ ввезено на 11% больше устройств, чем годом раньше (3,44 млн), на 243,6 млрд руб.

По данным «Связного», лидером по продажам ноутбуков в штучном выражении по итогам первых трех кварталов стала HP с долей 22,5%. Она обошла Asus, доля которой за год снизилась с 24% до 20%. На третьем месте Lenovo c 18% (годом ранее 21%). Доля Acer снизилась с 19% до 16%. Apple за девять месяцев вышла на пятое место в штучных продажах, увеличив долю с 4% до 8%. Всего, по оценке ритейлера, за три квартала продано 2,2 млн ноутбуков на 123,6 млрд руб. Рынок сократился на 13% в абсолютном выражении, а в деньгах врос на 16,5%: средняя цена ноутбука за год увеличилась на 34%, до 56,6 тыс. руб.

Больше всего выросла стоимость Asus и Acer — на 23% и 18% соответственно, говорит руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков: «Эти бренды, а также Lenovo решили заработать на волне дефицита и связанной с этим истерики на рынке. В результате их доля снизилась, в то время как HP и Apple не стали взвинчивать закупочные цены и увеличили объемы».

В «М.Видео—Эльдорадо», уточняют, что дорожают все бренды, доля ноутбуков стоимостью от 40 тыс. руб. на рынке удвоилась.

Глава направления «Ноутбуки и ПК» «Марвел-Дистрибуции» Андрей Латышев связывает успех ноутбуков Apple с выходом в конце 2020 года моделей на новом процессоре компании М1: «Он лучше оптимизирован для выполнения задач, из-за которых целевая аудитория и приобретает устройства бренда». HP же, по мнению эксперта, «удачно спланировала поставки с апреля по август», в то время как конкурентам пришлось их снизить из-за проблем с производством. Спрос на HP и Apple продиктован отложенными с прошлого года корпоративными закупками, добавляет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «Из-за пандемии часть закупок в 2020 году отложили, часть уже оформленных стала приезжать в РФ только сейчас». По его оценке, на эти бренды приходится около 80% всех поставок ноутбуков для офисов в стране, тогда как Asus и Acer «представлены слабее».

Анастасия Гаврилюк

Вся лента