«Спрос кратно превышает все возможные предложения»
Заместитель председателя правления МКБ Сергей Путятинский — в программе «Цели и средства»
Как банковская система проходит IT-трансформацию? Какие стратегические задачи она решает и что нового дает клиентам? Эти и другие вопросы экономический обозреватель “Ъ FM” Олег Богданов обсудил с заместителем председателя правления МКБ Сергеем Путятинским.
— Каким был для МКБ 2021 год в плане IT-трансформации? Что вам удалось сделать и какие основные стратегические цели вы ставите на следующий год?
— Год был очень интересным. Мы научились жить на удаленке, для этого пришлось сильно изменить наши технологии, операционные процессы. И этот год, и следующий — это вызовы для технологического подразделения банка. Мы очень сильно выросли в этом году, примерно на 300 человек. Нам очень интересны новые кадры, мы работаем с вузами, с молодыми ребятами, которые хотят получить профессиональную квалификацию. В этом смысле один из вопросов, который стоит перед нами в том, где найти профессионалов, как сделать так, чтобы им было интересно. Если же говорить про бизнес, то мы очень активно развиваемся, очень быстро, у нас появляются новые направления.
— Если мы говорим о пандемическом всплеске интереса к IT, то это, скорее всего, не хайп, и этот запрос будет иметь продолжение. Как вы думаете?
— Я бы сказал, что все-таки спрос и ожидания перегреты, завышены. Сейчас технологии воспринимаются как серебряная пуля, которая решит все вопросы, все автоматизирует и сделает максимально эффективным. Технологии дорожают, профессиональные специалисты тоже. И все равно самое главное — это бизнес, это качественный продукт, сервис, именно тот и такой, который нужен сейчас.
Обратная сторона, это когда на клиента сваливается непонятный ему поток разных предложений, не выровненных с точки зрения места и времени. Если я делаю какую-то транзакцию, вряд ли я хочу купить в этот момент пакет молока, и не надо мне показывать эту рекламу. Меня, как клиента, это раздражает, я хочу это куда-нибудь убрать и переключиться на то, что мне нужно сейчас. И здесь речь идет о концентрации. Понятно, что без правильных технологий этого сделать нельзя, но это не решается программированием кучи новых систем. Это решается очень правильной, хорошей связкой людей, которые отвечают за пользовательский, клиентский опыт, за бизнес, качественный продукт, и технарей, которые позволяют все это сделать онлайн, в цифровом канале.
— Получает такой IT-менеджмент, администрирование. Как проходит внедрение этих продуктов в вашем банке? Есть ли собственная акселерационная программа?
— С точки зрения внедрения новых продуктов мы рассматриваем многие варианты. У нас есть очень сильные ребята, которые внутри создают новые продукты и сервисы, но при этом мы смотрим на возможности, которые возникают снаружи. В рамках поиска новых идей и партнерств мы запустили в этом году акселерационную программу для стартапов, она называется «МКБ Реактор». Есть отдельный лендинг, отдельный сайт, куда стартапы могут прийти. Сейчас мы вышли на этап их отбора и пилотирования новых идей и сервисов в банке с нашими бизнес-заказчиками, партнерами, но при этом мы открыты для диалога. Если кто-то не успел в общий этап попасть, то сайт все еще доступен и будет доступен все время, потому что мы теперь постоянно будем эту деятельность вести.
— Эти стартапы как-то делятся по сегментам? В каком направлении должно быть предложение?
— Мы сгенерировали несколько основных направлений деятельности — это сервисы для малого и среднего бизнеса, для самозанятых, традиционные платежные сервисы, то, что может улучшить клиентский опыт, автоматизация и автоматический анализ взаимодействия с клиентом. Надо понимать клиентский путь, что удобно клиенту, что неудобно. Есть специальные машинные технологии, которые позволяют автоматически проанализировать пути всех клиентов, их действия, чтобы понять, где и что не получалось. Это позволяет улучшать продукты и сервисы.
— Кадровая проблема как-то решается сейчас?
— Спрос кратно превышает все возможные предложения. Это касается и инженеров, и руководителей, людей, которые отвечают за продукты, но при этом они обязаны разбираться в технологиях, потому что сейчас любые продукты — финансовые, банковские, продукты из магазина — заказываются, доставляются через цифровой канал. Поэтому люди, которые отвечают за продукты и продажи, обязаны такими компетенциями обладать. Найти их очень тяжело, конкуренция за них высока. Поэтому в этом году мы запустили «IT-Академию», она позволяет переквалифицировать кадры.
Мы ищем людей, которые обладают определенными техническими навыками. Возможно, после получения базового образования человек пошел куда-то не туда, и мы даем возможность у нас, уже получая небольшую зарплату, переучиваться и потом гарантированно трудоустраиваться в штат и стать частью новой команды. Мы умеем включать людей в интересные проекты, адекватным образом давать им вознаграждение. Из людей, которые в этом году прошли нашу «IT-Академию», почти все у нас работают, около 60 человек, и с большим успехом. Мы понимаем, что за этим будущее — именно за переквалификацией, доучиванием силами нас самих.