Контейнер все стерпит
Поставки ограничивает не столько логистика, сколько нехватка товаров
Нехватка производственных мощностей является наиболее существенным ограничением для глобальной торговли — этот фактор объясняет три четверти спада, зафиксированного в третьем квартале, подсчитали аналитики Euler Hermes. Тем не менее по итогам года объемы поставок могут вырасти на 8,3%, что компенсирует спад в прошлом году. Но ограничения сохранятся еще долго — быстрый рост инвестиций в новые мощности отмечается только в США, тогда как для снижения издержек в логистике потребуется время — в частности, новые заказы на контейнеровозы будут реализованы лишь к концу 2022 года.
Перевозки перестали быть главным ограничителем мировой торговли — было бы что положить в контейнер и выставить на прилавок
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
Нарушения цепочек поставок останутся актуальной проблемой вплоть до второго полугодия следующего года, ожидают в международной страховой компании Euler Hermes (входит в группу Allianz). Причинами для этого станут новые вспышки коронавируса, жесткие ограничения в Китае в местах вспышек из-за политики «нулевого количества случаев заражения» и торможение поставок во время празднования китайского Нового года.
В третьем квартале глобальный объем торговли сократился на 1,1% квартал к кварталу, причем на 75% это сокращение объясняется производственными ограничениями (в остальном — логистикой), поэтому по итогам четвертого квартала поставки могут все-таки вырасти на 0,8%, ожидают аналитики Euler Hermes. В 2022 году объем торговли может увеличиться на 5,4% (по итогам 2021 года рост, как ожидается, составит 8,3%), в 2023-м — на 4%. При этом в стоимостном измерении на фоне роста цен торговля может вырасти в этом году на 18,8%, в 2022 году этот рост замедлится до 7,2%, а в 2023-м — до 5,7%.
Во всех макрорегионах мира (в первую очередь АТР, Западной Европе и Северной Америке) рост экспорта уже в этом году компенсирует спад 2020 года.
В США при этом будут наблюдаться рекордные торговые дефициты (около $1,3 трлн суммарно за 2022–2023 годы), в Китае же, напротив, рекордные профициты — около $760 млрд в год, в зоне евро профицит также окажется повышенным — около $330 млрд. По данным китайской статистики, за 11 месяцев этого года профицит торговли КНР с США уже увеличился до $357,62 млрд (по данным США, в прошлом году он составил $285,5 млрд), со всеми странами — до $581,71 млрд по сравнению с $448,17 млрд годом ранее.
В 2022 году на торговле скажется замедление спроса на товары длительного пользования (хотя рост сбережений во время локдаунов еще долгое время будет поддерживать спрос), также по мере увеличения запасов будет сокращаться спрос на комплектующие. Этому способствует в том числе увеличение инвестиций в производственные мощности, причем в США этот процесс идет активнее, чем в Европе, отмечается в докладе.
Еще одним фактором станет снятие логистических ограничений.
По данным индекса портовой загруженности, который рассчитывают в компании, доля дней, когда порты перегружены, в этом году сократилась по сравнению с прошлым годом, но остается повышенной (55% против 85% в 2020-м, 68% в 2019-м и 41–45% в 2017–2018 годах). Объем глобальных заказов на контейнеровозы также высок, на пике он доходил до 6,4% от существующего транспортного флота (это означает, что его фактическое расширение произойдет в конце 2022 года). Помимо этого, США собираются потратить $17 млрд на обновление портов. Эти факторы будут способствовать снижению издержек на транспортировку с пиковых уровней — в сентябре стоимость фрахта превышала показатели до пандемии в шесть-семь раз.
Фотогалерея
Как множились проблемы грузоперевозок в мире
В 2021 году цены на контейнерные перевозки выросли в несколько раз. Например, по состоянию на август текущего года, цена за перевозку 12-ти метрового контейнера из КНР в ЕС составила $14 тыс. Это почти в 10 раз больше, чем в 2020-м
Фото: AP
Из-за увеличения цены перевозки, дефицита контейнеров, пандемии коронавируса, аварии в Суэцком канале и выхода Британии из состава ЕС в ряде крупных мировых портов начались заторы
На фото: грузовой порт в Лос-Анджелесе в Калифорнии
Фото: Reuters / Mike Blake
23 марта 2021 года контейнеровоз Ever Given компании Evergreen сел на мель и перегородил Суэцкий канал. Расследование причин аварии ведется до сих пор. Движение судов через канал восстановили лишь 29 марта. По примерным подсчетам этот простой стоил мировой торговле до $10 млрд
Фото: Reuters / Hannah McKay
Из-за этой аварии многие суда, ожидавшие открытия канала, по достижении Европы и США были вынуждены вернуться в Азию, не дожидаясь полной загрузки пустых контейнеров. Из-за этого в азиатских портах, где и так наблюдается нехватка контейнеров из-за порушенных пандемией логистических цепочек, их стоимость дополнительно выросла. Судоходные компании, в свою очередь, начали повышать стоимость своих услуг, чтобы покрыть расходы
Фото: Reuters / Hannah McKay
С 25 по 31 мая 2021 года в Китае пришлось закрыть терминал Яньтянь порта Шэньчжэнь. Грузы были перенаправлены в терминалы Наньша и Шэкоу портов Шэньчжэнь и Гуанчжоу. Однако, они не справились с таким объемом контейнеров и заторы начались и там. При этом, Шэньчжэнь и Гуанчжоу — третий и пятый по величине контейнерные порты мира
Фото: Reuters / Mike Blake/File Photo
В июне 2021 года онлайн-платформа отслеживания передвижения морских грузов Seaexplore, сообщала, что по всему миру более 300 судов простаивают в очередях. Задержки наблюдались более чем в 100 портах
Фото: Reuters / Hannah McKay
11 августа 2021 из-за вспышки коронавируса закрылся терминал Мейшан порта Нинбо-Чжоушань. Он открылся 25 августа, ко второй половине месяца там образовалась очередь из 50 судов. Порт Нинбо-Чжоушань является вторым по загруженности портом Китая и третьем — в мире
Фото: Reuters / Mike Blake
Заторы и очереди образовались в южнокорейском порту Пусан. Стандартное время ожидания в портах до момента погрузки контейнера на платформу составляло 3-5 суток. К началу октября этот срок вырос до 12 суток. Задержки в Пусане начались в конце августа из-за тайфуна «Омаис» и усилились в сентябре из-за тайфуна «Чанту»
Фото: Reuters / Hannah McKay
С объемом грузов не справляются и в английском порту Филикстоу, которым управляет компания Hutchison Ports и через который проходят 36% контейнеров, ввозимых в Великобританию и вывозимых из нее. Кроме пандемии коронавируса, к таким проблемам привел выход Британии из ЕС. Из-за этого в стране образовалась нехватка грузчиков и водителей грузовых автомобилей
Фото: Reuters / Hannah McKay
На порты Лос-Анджелеса и Лонг-Бич приходится около 40% всех грузовых контейнеров, приходящих в США по морю
Фото: AP / Koji Sasahara
В последние недели в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич стоят в ожидании разгрузки десятки судов — рекордом стало 73 судна в очереди на разгрузку в один из дней в сентябре, притом что обычно даже один-два судна в ожидании разгрузки является нестандартной ситуацией
Фото: AP / Koji Sasahara
Все это приводит к нехватке целого ряда товаров в США, что особенно остро воспринимается в преддверии Рождества и способствует росту цен
Фото: AP