Долги минувшего будущего
Часть регионов Черноземья в разы увеличила обязательства перед федеральным бюджетом
К концу 2021 года регионы Черноземья подходят, сократив госдолг бюджетов по сравнению с итогами 2020-го в среднем на 7%. Все области, по данным Минфина, смогли рассчитаться с банковскими кредитами по высоким ставкам и пока удержались от новых займов. Долги гасили, используя средства федерального бюджета. В итоге обязательства перед ним выросли — в Орловской и Тамбовской областях, к примеру, в 2,5 раза. Эксперты считают рост финансовой зависимости регионов от центра в условиях пандемии неизбежным, но не видят в этом серьезных рисков.
«Ъ-Черноземье» рассчитал изменения объема госдолга бюджетов шести областей с начала года на основе опубликованных отчетов Министерства финансов РФ за десять месяцев 2021-го (наиболее актуальные на сегодня данные). В среднем по макрорегиону снижение госдолга к 1 января составило 7,2% (с 144 до 105,8 млрд руб.)
Судя по данным Минфина, существеннее всего в Черноземье смогла сократить госдолг Курская область, которая годом ранее, напротив, увеличила его гораздо сильнее, чем соседи. Сокращение составило 21,7%, с 11,5 до 9 млрд руб. Причиной этого стало полное погашение 2,3 млрд руб. сравнительно дорогих в обслуживании банковских кредитов, ставка по которым составляет, в среднем, 8–10% годовых. В итоге в структуре госдолга Курской области остались только 8,3 млрд руб. обязательств по бюджетным кредитам из федеральной казны (ставка по ним составляет в некоторых случаях менее 1%) и 780 млн руб. облигаций (в течение года держателям ценных бумаг региона было выплачено 195 млн руб. купонного дохода).
Гасили банковские кредиты в 2021 году все регионы Черноземья за исключением Воронежской и Белгородской областей, которые уже избавились от них ранее.
Липецкая область в результате показала снижение госдолга на 13,4%, с 13,5 до 11,7 млрд руб. Этому способствовало закрытие кредитов на 1 млрд руб. и выплата обязательств по облигациям на 800 млн руб.
Белгородская область даже без закрытия банковских кредитов сократила госдолг на 17,4% — с 32,5 до 26,8 млрд руб. Регион снизил с 20,2 до 16,1 млрд руб. свои долги по облигациям. По госгарантиям — с 3,2 до 1,7 млрд руб.
Воронежская область единственная в Черноземье не показала никакого изменения госдолга за год. Он, как и на начало 2021-го, состоит только из 17,7 млрд руб. бюджетных кредитов.
В тех случаях, когда регионы гасили за счет федерального бюджета сразу крупный объем банковских кредитов, их общий долг только возрос, а обязательства перед госбюджетом увеличились кратно. Так, Тамбовская область в 2021-м разобралась с 6,4 млрд руб. банковских кредитов, однако долги перед федеральным центром выросли с 4,9 до 13,2 млрд руб. (+166,1%). В результате суммарный госдолг региона увеличился на 5,5%, с 19 до 20,1 млрд руб.
Орловская область покрыла 9,6 млрд руб. кредитов, но увеличила обязательства перед госбюджетом с 6,6 до 19,9 млрд руб. (+155,4%). В итоге госдолг региона показал рост на 3,6%, с 19,8 до 20,5 млрд руб.
Орловщина остается единственным регионом в Черноземье, который имеет не только внутренний госдолг, но и внешний. По состоянию на 1 ноября 2021-го субъект имеет $31,2 тыс. долга (2,3 млрд руб. по курсу ЦБ на 8 декабря) по использованию «целевых иностранных кредитов». Вероятно, речь идет о задолженности в рамках проекта «Пшеница-2000»: в 1998 году в рамках проекта ВЭБ под гарантии областного бюджета взял в Deutsche Bank кредит на 114 млн марок, или около 350 млн руб. по тогдашнему курсу, для покупки сельхозтехники, но из-за обвала рубля стоимость займа резко выросла, и проект провалился. Облправительство в результате договорилось с Минфином о реструктуризации этого долга до 2034 года, однако в течение 2021-го он только возрос — на 1 января внешний долг региона составлял $29,8 тыс.
Член комитета тамбовской областной думы по бюджету, экс-ректор Тамбовского госуниверситета Владислав Юрьев не считает, что резкий рост долгов по бюджетным кредитам несет риски для финансового состояния регионов.
«В условиях пандемии субъекты снизили возможности реального производства, и федеральный центр оказывает им помощь. Это неизбежно, поскольку главной для регионов становится проблема инфляции, а бороться с ней есть возможность только за счет государственной бюджетной поддержки, своими мерами — нереально,— поясняет господин Юрьев.— Даже кратный рост не страшен. Никто не придет и не отберет эти деньги, ведь все остается внутри государства, а проценты платятся фактически так же в бюджет. Коммерческие кредиты привлекались из необходимости, на погашение разрывов или выплату единовременных пособий. Но любой, кто ими пользуется, чувствует невыгоду, поскольку ставка составляет порядка 10%, плюс плата за обслуживание и другие обязательства перед банками».
Господин Юрьев также отметил, что выдача регионам бюджетных кредитов является одним из инструментов регулирования инфляции: «Это такие же деньги от федерального центра региону, как бюджетные дотации и субвенции, но с принципом возвратности. Необходимость выплачивать обязательства влияет на снижение инфляции».
В 2022 году, как считает эксперт, спрос на банковские кредиты у регионов не возобновится, за исключением «если кто-то конкретно будет лично заинтересован в таких договоренностях»: «Экономической обоснованности в этом нет». «Впереди у нас большие праздники, Рождество, когда принято отпускать старые грехи. В связи с этим вспоминается, что государство может и простить долг, а вот богатый купец — никогда»,— заключил Владислав Юрьев.
Заведующий кафедрой экономики и управления персоналом Воронежского госуниверситета Юрий Трещевский отмечает, что финансовая зависимость регионов от федерального центра высока изначально, а изменения долга по бюджетным ссудам сколь-либо значительно ситуацию не усложнят.
«И без этого все крупные и стабильные налоги и сборы — НДФЛ, НДС, большинство акцизов — федеральные. У регионов из своих — налог на имущество организаций и муниципальные налоги на землю и имущество физлиц. Федеральный бюджет верстается не как у предприятия, от доходов к расходам, а, наоборот, от расходов к доходам, которые возникнут. Поэтому изначально закладывается необходимость не только трансфертов регионам, но и бюджетных ссуд,— напоминает эксперт.— Их выдачи рассчитываются из потребностей региона, а не из того, вернут деньги или не вернут. Если федеральный центр предоставляет эти средства, то у него есть понимание, как и в каком формате он получит их обратно».