Готовьте портвзносы
Краевые власти решили привлечь 22 млрд рублей на развитие водного транспорта
Минприроды Пермского края презентовало крупный проект по развитию водного транспорта в регионе — «Живая Кама». В его рамках правительство края планирует построить новые порты в Перми, Березниках, Соликамске и Чайковском, а также причалы для пассажирских судов. Необходимые работы оцениваются в 30 млрд руб. Из них 22 млрд краевые власти хотят привлечь из внебюджетных источников. Потенциальные инвесторы пока не раскрываются. Эксперты предполагают, что в строительство инфраструктуры могут инвестировать крупные промышленные предприятия региона.
Министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Дмитрий Беланович на заседании краевого правительства рассказал о планах региональных властей по развитию водного транспорта. По словам министра, в регионе планируется построить четыре новых порта: в Перми, Березниках, Соликамске и Чайковском. Господин Беланович заявил и о планах по строительству в Прикамье 21 пассажирского причала для развития водного туризма.
«В результате развития судоверфи и налаживания речных маршрутов мы получим возможность использовать до 1 млн куб. м древесины в северных лесах Пермского края. Сейчас из-за отсутствия дорог и инфраструктуры этот лес вывезти невозможно. От дополнительного лесного ресурса экономика края сможет увеличить валовый региональный продукт на 1 млрд руб.»,— отметил Дмитрий Беланович. Он добавил, что развитие водного транспорта также даст возможность перевозить по рекам около 10% калийных удобрений. «Это позволит сократить издержки предприятий, так как этот путь более экономичный и экологичный»,— подчеркнул министр.
Все работы будут проходить в рамках регионального проекта «Живая Кама». Стоимость проектов по развитию речной инфраструктуры оценивается более чем в 30 млрд руб. «Из них 22 млрд — внебюджетные средства. За счет средств бюджета Пермского края (более 300 млн руб.) будет подготовлена проектно-сметная документация на работу по строительству и ремонту гидротехнических сооружений и набережных, дноукреплению рек. Также планируется привлечь средства федерального бюджета — более 7,5 млрд руб.»,— сообщил Дмитрий Беланович. Завершить проекты планируется к 2030 году. После их завершения в регионе, по словам господина Белановича, может появиться более 4,6 тыс. новых рабочих мест.
В пресс-службе регионального министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии сообщили «Ъ-Прикамье», что пока достигнуты договоренности с одним партнером проекта — Корпорацией развития Пермского края. Она готова вложить 2,5 млрд руб. в развитие судостроительного производства. Остальных потенциальных инвесторов в ведомстве не раскрывают, так как с ними ведутся переговоры.
В пресс-службе подчеркнули, что проект «Живая Кама» — межведомственный и над ним, кроме минприроды, работают региональные минтранс, минэк, министерство по туризму и молодежной политике.
Ранее Корпорация развития Пермского края приобрела имущество бывшего Верхнекамского судостроительного комплекса. На его базе было организовано ООО «Пермская судоверфь». Предприятие начало работу в сентябре этого года и завершило межнавигационный ремонт нескольких судов. На «Пермской судоверфи» планируется также организовать производство металлоконструкций для строительства мостов, модульных причалов и элементов к ним.
Директор ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод», председатель регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Теплов уверен, что у водного транспорта в Прикамье есть перспективы. «Отдых на воде может стать особенностью Пермского края и увеличить приток туристов в регион. Кроме того, водный транспорт может использоваться для перевозки грузов промышленных предприятий, в том числе для импорта и экспорта товаров»,— отмечает господин Теплов.
Он полагает, что потенциальные инвесторы могут согласиться на строительство портов и другой инфраструктуры в формате концессии. «В таком случае регион получит качественно функционирующий объект в заданные сроки. Однако сложно на данном этапе гарантировать окупаемость подобных объектов, поэтому, скорее всего, в бюджете Пермского края будут заложены средства на компенсацию недополученных доходов в случае, если они не будут генерировать предусмотренный бизнес-планом денежный поток. Такие условия вполне могут заинтересовать профильных инвесторов»,— считает Дмитрий Теплов.
Председатель комитета заксобрания по инфраструктуре Антон Удальев отмечает, что к строительству новых объектов для речного транспорта подходить «нужно очень аккуратно». «Строительство портов — это вопрос экономики и проработанной логистики. Прежде всего мы должны понимать, насколько будут загружены порты. Например, в Березниках и Соликамске основными потребителями могут быть местные промышленные гиганты. Они будут обеспечивать загруженность порта, а остальные потребители будут присутствовать только в качестве небольшой дополнительной нагрузки. Думаю, было бы правильным сначала определить таких „якорных“ потребителей по каждому порту. И проработать с ними этот вопрос. Нужно понять, в каких объемах они нуждаются, готовы ли они вкладывать средства в строительство»,— поясняет депутат.
«С другой стороны, чтобы строить планы по вывозу леса, нужно определиться, куда мы его повезем. Есть ли у нас в регионе достаточные мощности для переработки этой древесины, или мы будем продавать ее за пределы региона? Проект амбициозный, но требует детальной проработки»,— добавил Антон Удальев.