Долгое «Эко» друг друга
Сеть АЗС «Экойл» более чем на 40% нарастила число заправок в Перми
В Прикамье появилась новая сеть АЗС, насчитывающая более 40 станций. Компания «Экойл» объединяет бензиновые и газовые заправки в районах Прикамья. В последние годы под этим брендом объединились газовые станции разных компаний, самостоятельно управляющие своими объектами, но использующие карточную систему «Экойла». С 2016 года «Экойл» увеличила количество своих заправок в Перми на 44%. По словам экспертов, бизнес АЗС не такой простой и высокорентабельный, как принято считать. Из-за малейших сбоев в логистике клиенты небольших сетевых заправок уходят к сетям крупных, вертикально интегрированных компаний.
Как сообщили «Ъ-Прикамье» в сервисе 2ГИС в ответ на запрос, с 2016 по 2021 год региональная сеть АЗС «Экойл» на 44% нарастила число заправок в Перми. За указанный период количество АЗС сети в краевом центре выросло с 9 до 13. Всего по региону под этим брендом сейчас работает свыше 40 АЗС и АГЗС.
Сеть «Экойл» зарегистрирована в 2009 году. Основателем компании является депутат Законодательного собрания Пермского края Алексей Золотарев. По сведениям источников, господин Золотарев вышел из числа соучредителей компании в 2010 году. В настоящий момент владельцем и директором «Экойла» является Анатолий Коновалов. АЗС компании представляют собой многопрофильные станции, на которых можно заправить авто бензином и газовым топливом. Известно, что АЗС сети в Перми управляют ООО «Газсервис-Пермь» и ООО «Экойл-Добрянка». В Kartoteka.ru сообщается, что «Газсервис-Пермь» принадлежит Александру Спирину, он же является директором общества. Господин Спирин владеет компаниями по розничной торговле моторным топливом ООО «Газком» (Чусовой), ООО «Газ-авто» (Чернушка), ООО «Завгаз» (Березовка) и возглавляет ОАО «Кунгурский завод телефонной аппаратуры».
ООО «Экойл-Добрянка» принадлежит Анатолию Коновалову. Господин Коновалов числится собственником и руководителем еще пяти компаний: ООО «Экойл-Чусовой», ООО «Экойл-Чайковский», ООО «Экойл-Лысьва», ООО «Экойл-Кунгур» и ООО «Экойл», которые тоже торгуют топливом.
Анатолий Коновалов отказался от комментариев. Александр Спирин не стал говорить с «Ъ-Прикамье», сославшись на болезнь.
Источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что компания число собственных заправок не увеличила. По его словам, в «Экойл» осталось лишь несколько из них, остальные заправки были построены другими организациями и работают под этим брендом. «Сейчас в Пермском крае реализуется программа по строительству метановых заправок, а в рамках транспортной реформы активно ведется переоборудование транспорта на метан. „Экойл“ давно занимается этим видом топлива, поэтому было решено объединить строящиеся газовые заправки разных компаний под этим брендом. Партнеры сами управляют станциями, просто используют марку „Экойл“ и нашу карточную систему. Под одинаковым видом проще осуществлять свою деятельность и оказывать услугу клиенту»,— пояснил собеседник.
По данным 2ГИС, в Перми насчитывается 47 заправочных станций «ЛУКОЙЛ», 17 заправок развивает «Газпромнефть», 21 АЗС насчитывает в Перми и Пермском районе сеть «Нефтехимпром». Одиннадцать заправок в краевой столице принадлежат сети «Ликом», пять — V & V, четыре станции — компании Minol и по три АЗС — Himpro GSM и Get Petrol.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский подчеркивает, что бизнес АЗС не такой простой и высокорентабельный, как принято считать: «Нужно быть очень умелым и удачливым менеджером, чтобы, руководя частной сетью заправок, получать прибыль, используя разницу между оптовой и розничной ценой, а также оказывая сопутствующие услуги, например общепита. Малейший сбой в логистике — и часть клиентов уходит к сетям ВИНК (вертикально интегрированные компании.— «Ъ-Прикамье») и больше не возвращается». По словам эксперта, сетевые заправки экономят на масштабе, их технологии выверены, продукты, в том числе и питания — стандартизированы. Однако сети не удается на равных конкурировать с ЛУКОЙЛом. Господин Жарский обращает внимание, что газовые заправки «Экойла» получают много негативных отзывов в сети. Рост числа станций (с 9 до 13), очевидно, обошелся сети в 150–170 млн руб. инвестиций, либо сопоставимые деньги заплатили новые участники за франшизу, указывает управляющий партнер Veta. Илья Жарский отмечает, что эти средства можно было бы направить на улучшение репутации компании в сети.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов говорит о высокой конкуренции на рынке автозаправок. Крупнейшими игроками здесь являются федеральные сети АЗС, большинство из которых принадлежит компаниям, добывающим и перерабатывающим нефть. На федеральные сети АЗС на рынке приходится доля ориентировочно в 80–85%, остальное — за средними и малыми сетями АЗС. Эксперт видит логику в объединении отдельных АЗС в сети, так компаниям проще конкурировать с другими игроками. «С точки зрения федеральной сети, имеющей тысячи АЗС по всей стране, открытие четырех заправок за несколько лет — это ничто, но для региональной сети это большое достижение. Это означает, что в регионе с высокой конкуренцией на рынке заправок данная сеть сумела найти ресурсы для их открытия и повысить лояльность клиентов. Это свидетельствует о том, что сеть развивается и остается значимым игроком на местном топливном рынке»,— считает Дмитрий Баранов.