Татарстан сдает президентский пост
Почти половина депутатов от республики проголосовали за отмену этой должности
Вчера Госдума отклонила поправки Госсовета Татарстана, который настаивал на том, чтобы регионы имели право сами определять, как именовать свое высшее должностное лицо. В итоге федеральный законопроект, запрещающий главам субъектов РФ называться президентами, был принят во втором чтении. За это решение голосовали семь депутатов «Единой России» от Татарстана, в их числе Ильдар Гильмутдинов. Ему было поручено защищать позицию парламента республики, однако добиваться того, чтобы поправки Госсовета обсуждали отдельно, он не стал. Айдар Метшин, также голосовавший за федеральный проект, заверил СМИ, что «ошибся» кнопкой.
Вчера Госдума во втором чтении одобрила федеральный законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». За документ голосовали 332 парламентария. Против высказались 87, два депутата воздержались.
Законопроект должен заменить действующий закон о системе органов власти в регионах, его разработали председатели комитетов Госдумы и Совета федерации по госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас. Среди основных нововведений — снятие ограничений на число губернаторских сроков, упрощение процедуры увольнения глав субъектов за утрату доверия президента, унификация наименований руководителей регионов. Против последнего в том числе выступает парламент Татарстана, где глава региона по-прежнему называется президент (этот пост с 2010 года занимает Рустам Минниханов). Парламент республики не поддержал законопроект. Однако 9 ноября Дума одобрила проект в первом чтении. Тогда против голосовали 66 парламентариев, включая шесть депутатов-единороссов от Татарстана и одного коммуниста.
Ко второму чтению число сторонников федерального законопроекта среди депутатов Госдумы от Татарстана увеличилось с четырех до семи. Проект вновь поддержали единороссы Олег Морозов, Максим Топилин, Елена Ямпольская, Руслан Гаджиев. Кроме того, за документ проголосовали Ильдар Гильмутдинов и Альфия Когогина (в первом чтении не голосовали), а также Айдар Метшин (в первом чтении был против). Господин Метшин уже поспешил заверить СМИ, что просто «ошибся» и нажал не на ту кнопку. «Я уже обратился в аппарат Госдумы, чтобы мой голос пересчитали. Выступаю против принятия»,— сообщил он «Бизнес Online».
Как и в первом чтении, против законопроекта голосовали единороссы Айрат Фаррахов, Татьяна Ларионова, Рустам Калимуллин, Марат Нуриев, также к ним присоединился Азат Ягафаров (в прошлый раз не участвовал в голосовании). Ожидаемо против выступил единственный представитель Татарстана из фракции КПРФ Артем Прокофьев.
Два депутата от республики в голосовании не участвовали. Это единороссы Ирек Богуславский и Илья Вольфсон, который в первом чтении выступал против законопроекта.
Госсовет Татарстана готовил ко второму чтению законопроекта 18 поправок. 13 из них были отклонены. В их числе предложение называть главу субъекта РФ согласно его конституции или уставу «с учетом исторических, национальных и иных традиций и волеизъявления его народа». Однако в законопроекте, подготовленном ко второму чтению, осталась норма, что руководит регионом «глава». «Он может быть и губернатором, но не допускается использование слова „президент“»,— предупредил Павел Крашенинников, отметив, что такая норма есть и в действующем законе с 2010 года (Татарстан ее исполнять отказался).
Были отклонены и другие предложения Госсовета Татарстана. Например, о том, чтобы федеральный центр не участвовал в назначении региональных министров. В то же время поправка о том, чтобы оставить регионам право самостоятельно определять наименование своего исполнительного органа власти РФ, сохранилось. То есть Татарстану не придется переименовать свое региональное правительство, которое сейчас называется кабинетом министров.
Поправки Госсовета Татарстана было поручено представлять депутату Ильдару Гильмутдинову, которого специально для этого сделали их соавтором. Однако на пленарном заседании Госдумы он не стал просить, чтобы предложения Госсовета обсуждались депутатами отдельно, и вообще никак не выступил по этому вопросу. В итоге позиция парламента республики по должности президента на заседании оглашена не была.
Господин Гильмутдинов после пленарного заседания на звонки „Ъ“ не ответил. В Госсовете республики прокомментировать ситуацию также не смогли. Глава комитета по госстроительству Альберт Хабибуллин не оказался на рабочем месте. В пресс-службе Госсовета „Ъ“ лишь заверили, что поправки парламента обсуждались на заседании комитета Госдумы в минувший понедельник. Тогда господин Гильмутдинов напомнил, что должность президента Татарстана была учреждена в 1991 году, а в 1992 году была принята конституция республики и за нее голосовал «многомиллионный народ Татарстана». Но члены комитета поправки не одобрили.
Тем не менее на сессии Госдумы смог выступить Артем Прокофьев, который избирался в нижнюю палату по татарстанскому списку коммунистов. В числе его поправок было предложение исключить норму, которая запрещает, чтобы названия законодательных собраний в регионах содержали словосочетания из наименований федеральных органов власти. В пример он привел, что в шести республиках РФ, включая Татарстан, парламенты именуются Государственным советом. «Мы зачем так ущемляем республики? Зачем переименовывать?» — возмутился он. Однако господин Крашенинников ответил, что «ваш Государственной совет будет продолжать функционировать».
Вопрос о должности президента Татарстана господин Прокофьев не поднимал. Депутат пояснил „Ъ“, что такую поправку не готовил, поскольку ее внес Госсовет республики. Тем не менее поправку, чтобы регионы сами определяли названия своих глав, вносил другой представитель КПРФ, избиравшийся от Коми, Олег Михайлов. «Мы этим чрезмерно ограничиваем права регионов»,— пояснил он. Но его поправка также была отклонена.
Всего в законопроект ко второму чтению внесли более 160 поправок, а около 260 — были отклонены. Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что в третьем чтении законопроект рассмотрят 14 декабря.
«В рядах депутатов от Татарстана нет единства и стойкости по этому вопросу. Действительно, выглядит очень странно, что если кто-то в первом чтении голосовал против, а теперь стал за»,— говорит Руслан Айсин, который объясняет это «обреченностью, что законопроект так или иначе примут». При этом он отмечает, что «стержневой момент в законопроекте даже не наименование „президент“, а то, что само понятие федерализма уходит». По его словам, региональные лоббистские группы в Госдуме будут терять свои позиции и дальше, а депутаты «даже группами ничему не могут сопротивляться».
Политолог Сергей Сергеев считает, что «это был один из вариантов развития событий», что Татарстан не станет настаивать на своей позиции на пленарном заседании. «Слишком неравное соотношение сил, сопротивление бесполезно. Гильмутдинову, вероятно, это было понятно, и он поступил так, как поступил. Позиция Татарстана так или иначе все равно была известна»,— говорит эксперт. Господин Сергеев полагает, что после принятия закона в третьем чтении «следует ждать его неукоснительного исполнения».