Обвиняемый отвел выстрелы

В Татарстане судят предполагаемого убийцу лидера нижнекамского ОПГ

В Верховном суде Татарстана в четверг стартовал процесс в отношении 40-летнего Ильнара Нуруллина, которого следствие считает киллером нижнекамской ОПГ «Мамшовские». Его обвиняют в совершенных 21 год назад убийствах лидера противоборствующей группировки «Вахитовские» Валеева и начальника насосной станции «Транснефтепродукта» Алекса Хабибуллина, который мешал «Мамшовским» красть нефтепродукты из трубопровода. Вину в инкриминируемых преступлениях подсудимый отрицает.

Фото: Глеб Меркин

Вчера Верховный суд Татарстана начал рассматривать дело предполагаемого члена нижнекамской ОПГ «Мамшовские» Ильнара Нуруллина, обвиняемого в двух совершенных убийствах (ст. 105 ч. 2 УК РФ) и одном покушении (ст. 30 ч. 3 УК РФ), а также в приобретении, хранении и ношении оружия (ст. 222 ч. 3 УК РФ). 

Согласно материалам дела, которые в суде зачитал гособвинитель Динар Чуркин, весной 1999 года лидер нижнекамской группировки «Татары» Равиль Тимершин в целях укрепления позиций в криминальном мире предложил создать городской «общак», который должен был контролировать некий криминальный авторитет Бурнаков по прозвищу Деревянный. Руководитель «Мамшовских» Александр Мамшов предложение поддержал, однако против оказались лидеры других местных группировок — «Вахитовские», «Аляшевские» и «Бродвейские» — Валеев по кличке Диша, а также Аляшев и Макеев соответственно. В результате возник конфликт. По версии следствия, в начале 2000-х Равиль Тимершин и Александр Мамшов решили устранить конкурентов — Валеева и Аляшева. Следствие уверено: исполнителем расправы над первым стал подсудимый Нуруллин в паре с неустановленным лицом. 

Согласно обвинению, для этого Ильнар Нуруллин с сообщником в феврале-марте 2000 года приобрели два пистолета Макарова калибра 9 мм и не менее 10 боевых патронов к ним. «Изучив распорядок дня» жертвы, они, как считает следствие, подобрали «наиболее подходящее место для нападения» и 11 марта того же года в районе двух часов дня расстреляли Валеева с его личным водителем Ильдаром Рахимзяновым у дома по улице Сююмбике в Нижнекамске. Валеев скончался на месте, получив «не менее шести выстрелов» из пистолета. Водитель же, в которого Ильнар Нуруллин с подельником выстрелили «не менее четырех раз», выжил, поскольку основной боезапас нападавшие израсходовали на лидера «Вахитовских». 

Вчера Ильдар Рахимзянов присутствовал на заседании как потерпевший. На допросе он сказал, что не знает, кто в него стрелял — не успел рассмотреть нападавших. При этом он признался, что знал о причастности Валеева к «Вахитовским», около года за деньги возил его на различные встречи в рестораны, а также по просьбе проверял подъезды «на наличие чужих, незнакомых людей».

Кроме того, следствие уверено, что в ноябре 2000 года неустановленные лидеры «Мамшовских» приказали Ильнару Нуруллину устранить начальника головной насосной станции ОАО «Транснефтепродукт» Алекса Хабибуллина, бывшего директора челнинского мясокомбината и ликеро-водочного завода «Ислах». По данным следствия, он мешал «Мамшовским» делать незаконные врезки в трубопроводы и таким образом похищать дизельное топливо и прочие нефтепродукты. Согласно материалам дела, рано утром 20 ноября Нуруллин и другие неустановленные лица, вооружившись металлическими трубами и арматурой, подкараулили господина Хабибуллина возле его дома в поселке ГЭС и забили насмерть.

На вопрос председательствующего Ильфира Салихова о том, признает ли Нуруллин вину, он ответил: «Не признаю. Я этих преступлений не совершал». Его защитник Шамиль Кузахметов поддержал позицию своего доверителя, добавив, что обвинительное заключение «на 70 процентов состоит из домыслов» и «ни одно утверждение» в нем «не опирается на факты».  

Как рассказал „Ъ“ господин Кузахметов, в первый раз в розыск Нуруллин был объявлен 11 марта 2000 года по подозрению в убийстве Валеева. В 2004 году он был задержан для проведения процедуры опознания — и был отпущен, так как никто из свидетелей не смог опознать в нем убийцу лидера «Вахитовских». Затем в 2012 году его снова объявили в розыск, поскольку в деле «появились новые факты». По словам адвоката, в течение девяти лет его подзащитного «никто не искал», а сам Ильнар Нуруллин «ни от кого не скрывался» — жил в Нижнекамске «в соседнем подъезде с участковым», встречал новорожденную дочь в роддоме, водил старшего сына на секции, в 2020 году даже лежал в больнице с коронавирусом. Его задержали и заключили в СИЗО лишь 26 января 2021 года. Юрист уверен: в 2012 году Ильнара Нуруллина объявили в розыск «не для того, чтобы найти, а для того, чтобы снять с контроля двойное убийство».

Суд продолжит рассмотрение дела 10 января.  

Напомним, основная часть «Мамшовских» во главе с лидером были осуждены в 2014 году. Александр Мамшов получил 20 лет колонии строгого режима, остальные — от 14 до 18 лет строгого режима. В ходе судебного следствия никто из подсудимых свою вину не признал.

Глеб Меркин

Вся лента