Альбомы декабря

Выбор Бориса Барабанова

Deep Purple «Turning To Crime»

Издатель earMUSIC

22-й студийный альбом британской группы Deep Purple целиком состоит из чужих песен. Как и многие другие музыканты, оказавшись взаперти во время локдауна, классики хард-рока принялись перерабатывать свое и чужое старое. «Turning To Crime» не просто состоит из кавер-версий — Deep Purple и звучат здесь как кавер-группа из паба. Центральная вещь альбома, «Oh Well» Fleetwood Mac, с куплетом, исполняемым на тишине, и восходящей и нисходящей нотной последовательностью в инструментальной части, была прародительницей и «Black Dog» Led Zeppelin, и «Highway Star» самих Deep Purple, и в ней британцы отдают дань классическому хард-року. Прочая исследовательская работа Deep Purple проведена как в поле 1960-х (Боб Дилан, The Yardbirds, Боб Сигер, Cream), так и в архивах 1940–1950-х (Джимми Дрифтвуд, Луис Джордан). В отличие от Роберта Планта, который для своего свежего дуэтного альбома с Элисон Краусс «Raise The Roof» все же записал одну песню «из сегодняшнего дня» («Quattro (World Drifts In)» Calexico), Deep Purple ограничились, как сказал бы Александр Градский, «золотым старьем». Вопрос в том, смогут ли они теперь вернуться к оригинальной новой музыке. И захотят ли.

deeppurple.com


Noize MC «Выход в город»

Издатель Universal

Единственная проблема альбома Нойза МС «Выход в город» состоит в том, что ему суждено остаться в тени «Красоты и уродства» Оксимирона. Несмотря на то что «Выход в город» публиковался двумя частями по десять треков и у слушателя было время оценить и поэзию, и сопровождающие видео, массовый интерес устроен так, что в России может быть только один «главный рэп-альбом» — так же, как может быть только один главный киноактер или главная певица. Noize MC не жжет мозг неймдроппингом, его больше интересуют истории героев песен, и именно через них он рассказывает о стране, будь то птицы в метро («Выход в город»), раздавленная жизнью москвичка («Сельма Лагерлёф»), Сергей Есенин («Двадцатые годы»), служащая конной полиции («Все как у людей») или наркоман («Инстинкт»). Он техничен в стихосложении, но техничен не так навязчиво, как Оксимирон: ему неинтересно строить стих на одних аббревиатурах или жонглировать шипящими. Наконец, в музыкальных решениях он по отношению к Оксимирону просто в другой лиге. Поклонники Ивана Алексеева скажут: «Кто надо — послушал». Они правы, но хочется, чтобы слушали больше.

noizemc.com


Бен Ламар Гей «Open Arms To Open Us»

Издатель International Anthem

В своем втором альбоме чикагский мультиинструменталист Бен Ламар Гей решает непосильную для многих задачу — приспосабливает экспериментальный джаз для массового уха. Первая же песня альбома, «Sometimes I Forget How Summer Looks On You», соткана из плывущего научно-фантастического звука клавишных, суетливой перкуссии, вкрадчивого основного голоса и обворожительных вокальных гармоний на втором плане, заканчивающихся африканским распевом. В любой из песен «Open Arms To Open Us» обязательно есть элемент из арсенала джазменов-экспериментаторов. В «Hood Rich Happy» это голос, прорывающийся сквозь помехи, в «I Be Loving Me Some Of You» — встреча нескольких атональных партий клавишных, а в «Nyuzura» — фольклорная мелодия, спетая поперек основного аккомпанемента. И в каждой песне при этом есть нечто, что цепляет и завораживает даже слушателя, не подготовленного к lo-fi и фри-джазовому нарративу. Используя арсенал корневой музыки, постбопа и мат-рока, Бен Ламар Гей со всем этим многолетним багажом на борту добивается полного ощущения движения музыки вперед.

nonesuch.com/artists/ben-lamar-gay


ТНМК «ВАТРА red»

Издатель TNMK

История украинской группы «Танок на майданi Конго» насчитывает более 30 лет. Без нее не было бы не только Green Grey и «Бумбокса». Справедливо будет сказать, что и русскоязычный хип-хоп многому научился у соседей, а было это еще в прошлом веке. Чему завидовать сейчас, когда ритмизированный речитатив стал едва ли не главной культурной константой в нашей стране? В новом альбоме «Танок на майданi Конго» демонстрирует, как можно сочинять национальный рэп высокого качества, не делая при этом слишком серьезное лицо. ТНМК прекрасно ориентируется в передовом звуке. В альбоме, например, отчетливо слышно увлечение реггетоном (ему на Украине вообще уделяют много внимания, достаточно вспомнить хит Антона Вельбоя «Гусi»). Но сила ТНМК не в следовании моде, а в способности легко перебирать стили, остроумно использовать семплы из старых советских мультиков, украинских комических шоу и радиохитов 1990-х, но главное — точно чередовать взрывные танцевальные вещи с лирикой. Альбом, в котором есть одновременно уморительный трек о сексе в космосе «Контакт» и дворовой медляк «За гитарою» с соло на контрабасе, уже только за это заслуживает внимания.

@tnmkongo


LP «Churches»

Издатель Effective Records

Прежде чем издать новый полноформатный альбом, американская певица Лаура Перголицци разогрела слушателей несколькими хит-синглами. Среди них отдельного внимания заслуживает произведение «Fighter», вдохновленное найденным в YouTube роликом с исполнением песни «Чечня в огне». Ее автор — уроженец Нижнего Тагила, кавалер медали «За отвагу» Михаил Назаров, а сама песня стала фактически народной еще во время первой чеченской войны. Название альбома «Churches» («Церкви») связано еще с одной болезненной для России темой: LP запал в душу эпизод, когда во время российских гастролей ее не пустили в церковь. Выглядит певица и вправду экстравагантно, и один из мотивов альбома — диалог между ее мужской и женской сущностями. Но разве перед богом не все равны? Одним словом, разговор идет серьезный, а музыка при этом — самая дружественная по отношению к слушателю. LP — прирожденный хитмейкер, и главный хит ее карьеры «Lost On You» мгновенно стал классикой. А ее фирменные трюки — художественный свист и партии укулеле — появляются в песнях в самые правильные моменты.

@iamlpofficial


Игорь Бутман, Евгений Побожий, Антонио Санчес «Only Now»

Издатель Butman Music

Свое 60-летие ведущий джазовый музыкант страны встретил в самом бодром расположении духа — с молодой женой, на собственном концерте в Кремле. Очень вскоре вышел альбом «Only Now», который вместе с саксофонистом записывали победитель международного конкурса Института джаза Херби Хэнкока гитарист Евгений Побожий и мексиканский барабанщик Антонио Санчес, известный как многолетний партнер Пэта Метини и автор гипнотического саундтрека к фильму «Бердмен». В медийном поле Игоря Бутмана чаще всего можно застать за исполнением отечественных и зарубежных стандартов, но «Only Now» — это преимущественно авторский материал Бутмана и Побожего: альбом получил название в честь самой первой мелодии, сочиненной саксофонистом. Есть на «Only Now» и диалог с Уинтоном Марсалисом — его пьеса «Baby, I Love You» и посвящение Игоря Бутмана «Blues For Wynton». Это комфортный джаз без вывертов — такой, который поймет и ребенок, и президент. И только в одном месте впору задаться вопросом, не сон ли все это: это когда барабаны автора музыки к «Бердмену» звучат в мелодии Геннадия Гладкова «Луч солнца золотого».

igorbutman.com


ooes «мои (твои) темные желания»

Издатель rabstvo

Дзержинск на музыкальную карту России нанес когда-то Сергей «Чиж» Чиграков, и больше никаких откровений город стране не дарил, пока не появилась Елизавета Майер. Свои записи она выпускает под именем ooes (читается как «о-йес»). Как и многие отечественные артисты «около 20», Елизавета Майер не стесняется признаваться в своих юношеских музыкальных увлечениях вроде «Ранеток», Димы Билана или МакSим. И как многие представители новой инди-сцены, ooes совсем не хочет делать вещи для массмаркета. Благодаря песням из альбома «мои (твои) темные желания», Елизавета Майер уже успела выступить в «Вечернем Урганте», попасть в программу Spotify по поддержке молодых талантов RADAR, появиться в ее рекламе на нью-йоркской Таймс-сквер и получить положительный отзыв в Rolling Stone. В журнале отметили звук ooes — такой, словно молодая девушка поет посреди пустой церкви. Елизавета действительно пела в церковном хоре. А ее холодная поп-электроника оказалась близка как поклонникам нового девичьего R’n’B, так и ветеранам меломании, которые еще помнят Cocteau Twins.

@ooes0


Wolf Alice «Blue Weekend»

Издатель Dirty Hit

В лондонской группе Wolf Alice поет Элли Роуселл, одна из самых ярких и громких девушек в рок-музыке. Ее сценические выступления — доказательство живучести рок-н-ролла как дерзкой и безапелляционной музыки для больших толп. На новом альбоме Wolf Alice Элли практикует обволакивающие интонации Кейт Буш и Флоренс Уэлч, экспериментирует с речитативом и бедрум-попом, а группе в целом сейчас явно интересны большие консервативные формы вроде выступления в сопровождении оркестра или в церкви. Панковская дерзость, за которую фанаты любят Элли Роуселл, в полном объеме выплескивается на слушателя только в седьмом треке — «Play The Greatest Hits». Совершенно очевидно, что Wolf Alice рассматривали «Blue Weekend» как собственный «альбом-собор», как своего «Сержанта Пеппера» или свою «Обратную сторону Луны». Но когда пытаешься планировать подобное заранее, результат редко соответствует задумке. Вот и у Wolf Alice получилось дорого-богато, но непонятно о чем.

wolfalice.co.uk


Elbow «Flying Dream 1»

Издатель Universal

Широкий британский рок-звук — то, чему не нужно дополнительно учить группу Elbow. После трагичного по содержанию, наполненного приметами нервной британской действительности альбома «Giants Of All Sizes» группа записала почти пасторальный альбом, ориентированный на голос и фортепиано. Песни для «Flying Dream 1» участники сочиняли каждый в своей домашней студии, а финальные сессии проходили в пустовавшем во время локдауна брайтонском Королевском театре. Среди источников вдохновения группы лидер Elbow Гай Гарви называл Чета Бейкера, Кейт Буш, Пи Джей Харви и Talk Talk, то есть в принципе не сочетающихся музыкантов. В итоге получилась запись с уникальным звуком, балансирующим на грани холодной сдержанности и приторного, почти рождественского умиротворения. Мелодический дар и вкус Elbow не дают им скатиться в беспочвенную благость и колдплеевский елей. Они все еще умеют писать песни, от которых захватывает дух. И еще — впервые за долгое время Гай Гарви здесь практически вовсе обошелся без влияния Питера Гейбриела, которое на прежних альбомах Elbow бывало довольно раздражающим.

elbow.co.uk


Arca «kiCK iiiii»

Издатель XL Recordings

Небинарная персона венесуэльского происхождения по имени Arca (имя при рождении — Алехандро Герси) закончила публикацию альбомов серии «KiCK». Внимание Arca обеспечено с тех пор, как это имя появилось в титрах альбомов Канье Уэста «Yeezus» (2013) и «Vulnicura» Бьорк (2015). После того как в 2018 году Arca совершила каминг-аут как транс-женщина и попросила определять ее в среднем или женском роде, в текстах ее песен усилилась тема самоидентификации и гендерных мутаций. На протяжении года в альбомах, объединенных названием «KiCK», Arca исследовала тему радикальных изменений как в музыке, так и в самом человеке, который не обязан оставаться в одном и том же теле всю жизнь. Последнее отлично просматривается на обложках дисков. Сочиняя альбомы серии «KiCK», Arca двигалась от клубного электронного саунда через хип-хоповые биты и венесуэльский реггетон к полной абстракции и деструкции. Последняя запись, название которой пишется как «kiCK iiiii», являет собой буквально космический хаос, в котором мелодические и разговорные элементы существуют вопреки центробежной силе, толкающей их сразу во все стороны.

@arca1000000


Вся лента