Инвестидеи-2022

Чего ожидать от акций и облигаций в новом году

В 2022 году инвесторов могут ждать серьезные испытания, большая волатильность фондового рынка в целом, а на рынке акций — даже серьезные обвалы. Эксперты советуют увеличить долю в портфеле консервативных инструментов, а особенно чувствительным к риску — перевести средства с фондового рынка в депозиты.

Фото: Getty Images

Ставки против рынка

2022 год не обещает быть легким для фондового рынка. Период «вертолетных денег», которыми центральные банки щедро подпитывали мировую экономику последние два года, с большой долей вероятности уходит в прошлое. Так, Федеральная резервная система (ФРС) США в ноябре объявила, что начнет замедлять темпы монетарной поддержки экономики, снижая закупки американских гособлигаций и бумаг, гарантированных ипотечными кредитами. До октября ФРС через скупку этих активов вливала на рынок $120 млрд ежемесячно, но начиная с ноября объемы покупок начали сокращаться на $15 млрд в месяц; таким образом, к маю, если не произойдет ничего непредвиденного и ФРС не изменит свою политику, выкуп рыночных бумаг американским центробанком прекратится. Между тем именно подобные вливания были одним из существенных факторов, поддерживавших рост котировок на фондовом рынке.

ФРС при этом, правда, в ноябре оставила на минимальном, 0–0,25% годовых, уровне учетную ставку. Более того, глава ФРС Джером Пауэлл заявил, что сокращение покупок активов не является сигналом к возможному повышению учетной ставки. «Наше сегодняшнее решение начать сокращение покупки активов не является каким-либо прямым сигналом относительно нашей политики по учетной ставке»,— сообщил он.

Вместе с тем ФРС не может полностью игнорировать резкий всплеск инфляции — в октябре она ускорилась до максимума с 1990 года и достигла 6,2% в годовом выражении. И это при том, что целевой уровень Федрезерва — 2%, и ФРС не собирается от него отказываться. Пауэлл сообщил, что ФРС использует свои инструменты для борьбы с инфляцией, если она будет долго держаться выше целевого уровня. «Мы привержены нашему долговременному целевому показателю в 2% инфляции и тому, чтобы долговременные инфляционные ожидания соответствовали этой цели. Если мы увидим сигналы, что траектория инфляции или долговременные инфляционные ожидания осязаемо и постоянно находятся ниже наших целей, то мы используем наши инструменты, чтобы сохранить стабильность цен»,— цитируют его слова информагентства.

Наиболее действенный метод борьбы с инфляцией в США — повышение процентных ставок в экономике, что стимулирует сбережения и ограничивает кредитную активность и потребление. Если ФРС пойдет по этому пути, это станет мощным негативным сигналом для мирового рынка акций и облигаций.

«На мой взгляд, инвесторам будет сложнее заработать на фондовом рынке в предстоящем году»,— говорит начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Высокий уровень инфляции, скорее всего, сохранится еще продолжительное время, фактически больше года экономика живет в фазе инфляционного роста на дешевых деньгах от ФРС в огромном количестве (рост денежной массы в США за два года составил примерно 25%), рассуждает он. Индекс S&P500 вырос за пять лет более чем в два раза; даже с учетом глубокой коррекции из-за COVID-19 на то, чтобы не только полностью восстановиться, но и достичь новых максимумов, ушло около полутора лет. «Бурное восстановление экономики на фактически бесплатных кредитах разогнало инфляцию, и теперь грядет ужесточение монетарной политики,— прогнозирует эксперт.— Удорожание денег приведет к дальнейшему росту цен на промышленные активы, сырье, потребительские и коммерческие кредиты. Но в целом и рост ВВП будет значительным, 3–4%». Ситуацию на фондовых и сырьевых рынках, по его мнению, можно сравнить с началом 2007 года. Напомним, тогда ФРС также проводила политику повышения процентных ставок, во многом из-за этого в 2008 году, после краха инвестбанка Lehman Brothers, а затем — рынка ипотечных бумаг США, последовал масштабный общемировой финансовый кризис; во втором полугодии 2008 года индекс ММВБ (предшественник индекса Мосбиржи) рухнул с 2000 до 500 пунктов.

При вложениях в акции надо быть очень осторожным, считает руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников. «С 2011 года мы не видели долгосрочного снижающегося тренда, а он рано или поздно придет и будет длиться не месяцы, а годы. В прошлый раз он длился четыре года. Денежная политика, которую в следующем году будут проводить ведущие центральные банки, с большой вероятностью вызовет затухание инфляции, что приведет к перетоку средств с рынка акций в инструменты с фиксированной доходностью. Не хочется в этот момент находиться в различных акциях»,— поясняет он. «По итогам 2022 года мы можем увидеть, что рынок облигаций покажет лучшую доходность, чем рынок акций»,— предполагает Андрей Верников.

Впрочем, российский рынок акций в отличие от американского могут поддержать цены на сырье, которые пока остаются на довольно высоких уровнях на фоне восстановления мировой экономики. «В условиях все еще относительно высоких цен на энергоносители и сырьевые товары в целом российский рынок акций сохраняет потенциал для роста, ожидания умеренно положительные»,— полагает начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин. В 2021 году многие компании сумели существенно увеличить финансовые результаты, что по ряду эмитентов привело к росту дивидендов до новых исторических максимумов, средняя дивидендная доходность российских эмитентов остается одной из самых высоких в мире, говорит он. При этом аналитик прогнозирует, что роста широким фронтом по всем российским акциям ждать не стоит; экспортеры могут выглядеть лучше, чем «консервативные» внутренние кейсы, такие как энергетика, значительная часть потребительского сектора и телекоммуникационной отрасли.

С другой стороны, вероятный рост ставок в США не сулит ничего хорошего и ценам на сырье. «Мы начинаем осторожно смотреть на среднесрочные перспективы мировых рынков. В основе нашего консервативного взгляда лежит сразу несколько фундаментальных факторов, а также неопределенность вокруг пандемии COVID-19, создающая дополнительные конъюнктурные риски»,— рассказывает руководитель отдела экономического и отраслевого анализа ПСБ Евгений Локтюхов. Фаза активного восстановительного роста мировой экономики, резко поднявшая цены на сырье и оценки рынков, завершается, поясняет он. Можно ожидать торможения потребительской активности в течение года, и есть риск перехода динамики корпоративных прибылей во втором полугодии 2022 года как минимум к стагнации из-за эффекта высокой базы и повышенного инфляционного фона.

Правда, оговаривается он, на российский рынок акций взгляд пока более позитивный: «Ждем, что индекс Мосбиржи в отсутствие геополитических шоков постарается достичь отметки 4770 пунктов на фоне перспектив заметного роста дивидендной доходности ключевых "фишек" нефтегазового сектора и госбанков по итогам текущего года и крепости их бизнеса». Вероятное ухудшение внешнего фона и откат нефтяных котировок, по мнению Евгения Локтюхова, способны повысить опасения относительно сохранения дивидендной доходности акций в дальнейшем и привести к усилению коррекционных настроений, что может вернуть индекс Мосбиржи к концу следующего года в район 4100–4300 пунктов.

Руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров придерживается наиболее оптимистичной точки зрения на рынок акций.

«На наш взгляд, в текущей ситуации акции являются тем классом активов, который никак нельзя заместить в портфеле.

В условиях восстановления экономики и благодаря свойствам защищать от инфляции эти бумаги сейчас лучше всех выглядят в плане соотношения риска и доходности как класс активов»,— считает он.

Отметим, что российский Центробанк, борясь с инфляцией, начал активно повышать свою ключевую ставку еще с конца первого квартала, подняв ее к концу октября с 4,25% до 7,5% годовых. «Мы ожидаем, что Банк России поднимет ключевую ставку до 8,5% уже на декабрьском заседании (намечено на 17 декабря.— "Деньги"), дальше возьмет паузу или может незначительно ее поднять в ожидании нормализации инфляционного фона, но с осени 2022 года, по мере торможения ценового давления и в отсутствие внешних шоков, начнет цикл плавного понижения ставки. Наш текущий целевой уровень по ставке ЦБ на конец 2022 года составляет 7,5%»,— прогнозирует Евгений Локтюхов.

Фактор высоких рублевых ставок снижает конкурентность акций как класса активов по сравнению с традиционно более надежными долговыми бумагами, говорит Василий Карпунин. Еще в первой половине 2021 года средняя дивидендная доходность российских эмитентов была выше, чем безрисковая ставка по однолетним ОФЗ, поясняет он. Сейчас ситуация меняется вместе с ускорившейся инфляцией и ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ.

Ревизия активов

Фото: File Photo, Reuters

В связи с опасениями роста ставок большинство экспертов считают, что в 2022 году имеет смысл сделать инвестиционный портфель более консервативным, увеличив долю в нем долговых бумаг. «Так как следующий год может стать для акций более волатильным, считаем правильным рассмотреть повышение доли долговых бумаг в портфелях либо перейти к более активным стратегиям управления портфелем акций,— говорит Евгений Локтюхов.— Учитывая рост ставок, для инвесторов, малотерпимых к риску, стоит рассмотреть и временный перевод части денежных средств в депозиты».

На 2022 год оптимальное соотношение активов в портфеле — 30% акций и 70% облигаций, причем облигации надо покупать самые надежные, такие как ОФЗ или облигации Москвы, считает Андрей Верников. «В этом году годовая инфляция составит порядка 8,2%, монетарные усилия ЦБ дадут плоды в первом квартале следующего года, и мы увидим снижение инфляции в России, после чего ЦБ начнет снижать ставку,— поясняет он.— По итогам года ожидаю увидеть инфляцию в районе 4,5%. Поможет в том числе и эффект высокой базы. Еще до того, как ЦБ начнет снижать ставку, мы увидим повышенный спрос на облигации».

Корректировать портфель стоит только в рамках изначально заложенной стратегии, считает Кирилл Комаров. Возможно, стоит переосмыслить аллокацию по странам. Также, по его мнению, нужно задуматься о сокращении доли ценных металлов в портфеле — у них не видно перспектив роста. Что касается долговых рынков, то аналитик рекомендует сократить долю самых надежных еврооблигаций в пользу высокодоходных, поскольку надежные бонды будут под давлением из-за ожидания повышения ставок ФРС.

Что касается инвестиционных идей на рынке акций, здесь опрошенные «Деньгами» эксперты практически единодушны — в 2022 году они советуют делать ставку на emerging markets, а в России — на нефтегазовый сектор и ряд финансовых компаний.

«На нашем рынке сейчас остаются фундаментально привлекательными акции нефтегазового сектора — ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", "Газпром". Недооценены акции ВТБ. Но большинство других акций оценены справедливо»,— говорит Андрей Верников. В США привлекательных акций с точки зрения фундаментального анализа, по его мнению, нет. Проблема состоит в том, что большинство компаний в США адаптировались к работе в условиях мягкой денежной политики. Как только политика ужесточится, они начнут «штамповать убытки». А убытки — это совсем не то, что хотят видеть американские инвесторы. Американцы имеют сейчас $3 трлн избыточных сбережений, и эти сбережения являются топливом для роста фондового рынка. Но это «топливо» постепенно будет иссякать, так как в США нет стагнации потребления — растет потребление товаров длительного пользования, поясняет эксперт.

Среди российских акций в фокусе остаются в первую очередь «голубые фишки», говорит Василий Карпунин. Позитивный взгляд у него на акции «Роснефти» и ЛУКОЙЛа. «"Роснефть" является крупнейшим российским производителем, обладающим перспективами роста за счет реализации масштабного проекта "Восток Ойл", поддержку окажет и фактор снижения долга. ЛУКОЙЛ обладает высокой эффективностью, прозрачной дивидендной политикой с привязкой выплат к свободному денежному потоку и дружественными для миноритариев практиками корпоративного управления»,— говорит он. Также Василий Карпунин отмечает, что рекордно высокая дивидендная доходность в следующем году ожидается по «Газпрому» и ВТБ, дефицит на рынке алмазов может поддержать акции АЛРОСА, а бумаги Московской биржи могут выступать защитной «фишкой» в условиях выросшей волатильности на рынке и поднявшихся ставок (позитив для комиссионных и процентных доходов биржи соответственно).

По мнению Евгения Локтюхова, наиболее привлекательны в нефтегазовом секторе акции газовых компаний — ввиду растущего спроса и благоприятной ценовой конъюнктуры рынков газа в Европе и Азии. «Мы ждем рекордных финансовых результатов и обильных дивидендов от "Газпрома", сохранения органического роста бизнеса НОВАТЭКа,— говорит он.— "Роснефть", характеризующаяся качественным инвестпрофилем, нам тоже нравится, тем более что "дочка" компании может получить доступ к экспортным мощностям "Газпрома", что позволит "Роснефти" дополнительно нарастить финансовые результаты». В финансовом секторе эксперт обращает внимание на акции ВТБ, дивидендная доходность по которым, вероятно, заметно вырастет, а также на акции Мосбиржи и биржи «Санкт-Петербург», выигрывающих от роста торговой активности в результате притока средств инвесторов и от повышения ставок.

Георгий Ващенко считает, что нужно делать ставку на компании, которые сильно выиграют от окончания пандемии, а также не пострадают от инфляции. В сырьевом секторе, на его взгляд, наилучшими инвестициями будут акции «Газпрома» и «Татнефти». Они имеют фундаментальный потенциал за счет роста цен на углеводороды и не перекуплены по сравнению с аналогами. Бумаги «Татнефти» — худшие по динамике в секторе, отмечает он. Между тем компания получит выгоду от восстановления добычи, поскольку она сокращала ее больше других. «Газпром» увеличит объемы экспорта во всех направлениях и даже имеет шансы полностью, а не наполовину заполнить построенный «Северный поток-2». Также, по его мнению, стоит присмотреться к выигрывающей от индексации тарифов на фоне высокой инфляции энергетике (ФСК и «Интер РАО»), IT-сектору (Mail.ru Group и HeadHunter) и ритейлу (слабо показавшие себя в этом году Ozon, «М.Видео», Х5, «Детский мир» могут вернуться на траекторию роста). «Ритейлеры и розничные банки — единственные, кто может обогнать любую инфляцию и получать прибыль. Их акции всегда отрастали первыми после сильных падений рынка. Долговая нагрузка позволяет им развиваться и дальше, открывать новые магазины, развивать онлайн-бизнес»,— уверен Георгий Ващенко.

«Если говорить в разрезе мировых рынков, мы считаем сильными перспективы роста у акций развивающихся рынков, таких как Россия, Китай и другие,— говорит Кирилл Комаров,— так как в реализации нашего базового сценария — снижения инфляции во втором полугодии 2022 года, начала нового цикла повышения ставок, восстановления экономик от пандемии — эти рынки исторически показывали обгоняющую динамику. Рынок акций США кажется дорогим, и там бумаги стоит выбирать тщательно. Европа зато выглядит дешевой, но в то же время еще не сильно восстановилась после пандемии». Индустрии, которые, по его мнению, больше всего выигрывают при реализации описанного сценария,— финансы, потребсектор, IT-сектор. К тому же он видит большие перспективы секторов видеоигр, полупроводников, зеленых технологий. Из российских компаний финансового сектора советует присмотреться к акциям Сбербанка и Мосбиржи, в IT — к HeadHunter, в потребсекторе — к бумагам «Детского мира» и Ozon.

Петр Рушайло

Вся лента