Прицепиться в Москве
Сколько стоит обосноваться в прицепе в столице
Один из самых популярных в мире способов сэкономить на жилье — жить в жилом прицепе. В США стоимость проживания в трейлере, без учета его покупки, может быть до четырех раз ниже средней ставки аренды жилья по стране. В России прицепы стоят дешевле однокомнатной квартиры в Москве: в четыре-десять раз в зависимости от года выпуска, если ориентироваться на цены, заявленные на «Авито». По опыту пользователей автодомов, на коммунальных услугах тоже можно сэкономить — заправлять бак водой на АЗС и парковках часто разрешают бесплатно, сливать отходы можно в общественный туалет. Основная статья расходов — это газ. Как постоянное жилье в Москве прицеп мало подходит из-за отсутствия бытовой инфраструктуры для мобильного проживания и холодной погоды.
Ценность собственного жилья в России очень высока, и дело не только в цене, которая постоянно растет. Купить квартиру в Москве могут только 41,2% жителей, рассчитал фонд «Институт экономики города». Коэффициент доступности (срок, за который семья из трех человек может накопить на квартиру площадью 54 кв. м, откладывая все свои доходы) в 2020 году вырос по сравнению с 2019 годом и сейчас составляет 4,5 года. Жилье в Москве по этому показателю самое недоступное в России.
Стать собственником — фактически единственный способ решить проблему жилья, потому что на рынке отсутствуют альтернативные предложения, среди которых можно выбрать подходящее. Сегмент аренды существует, и за прошедшие 25 лет в Москве он стал гораздо цивилизованнее. Но по-прежнему живет частично вне закона. Если речь о сдаче квартиры или ее части, то собственники редко платят налоги, а для арендаторов это означает номинальный договор аренды и такую же защиту прав. Рассчитывать можно только на порядочность владельца. Минимальная стоимость аренды однокомнатной квартиры в Москве в ноябре этого года составила 30 тыс. руб. Это вариант с мебелью, в пешей доступности от метро, в значительно удаленном от центра районе. Общежития дешевле, но они доступны только студентам и преподавателям или сотрудникам предприятий, у которых есть жилой фонд для размещения персонала. На открытом рынке таких предложений нет. Есть еще вариант снимать комнату в квартире, она обойдется от 15 до 35 тыс. руб. в зависимости от расположения и состояния квартиры.
За рубежом популярный формат экономии на жилье — покупка жилого прицепа. Телевизионные каналы снимают передачи о том, как семьи переезжают в дом на колесах или прицеп, потому что это дешевле аренды или ипотеки полноценного дома и они могут более комфортно обслуживать студенческие долги. Те, кто переехал, охотно пишут о том, сколько стоит жить в трейлере или прицепе. В одном из видеообзоров американского блога Drivin & Vibin приведен подробный расчет стоимости жизни в автодоме на колесах. Отличие от прицепа в том, что это неразделяемая конструкция из кабины и жилой части, а для прицепа нужна дополнительная машина. Расходы на платные стоянки в кемпингах, где можно подключаться к воде и электричеству, на горючее, на стирку и душ составляют около $430 на двоих. Автор приводит для сравнения среднюю по стране стоимость аренды однокомнатной квартиры в $1641 в месяц, потому что разброс по городам существенный. «Однокомнатная квартира в нашем родном городе Фэрхоуп, штат Алабама, будет стоить в среднем $779 в месяц, а в Мэдисоне, штат Висконсин, еще меньше — примерно $713 в месяц. Но если вы из большого города, такого как Сиэтл, скорее всего, платите около $1523 в месяц, а в Нью-Йорке — около $2800»,— приводит пример Drivin & Vibin. В примере учтены только базовые расходы — без развлечений, покупки одежды и возможных расходов на ремонт техники. На продукты у автора уходит $455 на двоих — в трейлере можно готовить.
Диапазон цен на дома на колесах в США огромен. Нижняя граница на новые модели начинается от $25–35 тыс. Верхнего предела практически нет. Стоимость может быть сопоставима с ценой полноценного дома в $300 тыс. Прицепы гораздо дешевле — есть предложения от $10 тыс. за новые модели. Подержанные будут стоить еще меньше.
В России разница в цене между квартирой и прицепом тоже в пользу последнего. На «Авито» пятиместный прицеп Hobby Prestige 2021 года выпуска без пробега по России, с системой климат-контроля, которая работает на газовых баллонах, системой подогрева воды, системой освещения, оборудованным кухонным блоком (газовая плита, мойка, холодильник), запасным колесом и водяным насосом выставлен на продажу по цене 3,089 млн руб. Этой же марки, но другая модель и более раннего года выпуска, 2018 года, тоже с укомплектованной кухней и чуть меньше весом, хотя и рассчитанная также на пять спальных мест, продается за 1,9 млн руб. Есть варианты еще старше и проще за 450 тыс. руб. По словам Максима Мигунова из Touring Cars Russia, средняя цена на десятилетний прицеп на 2–4 человека — около 700 тыс. руб. По данным калькулятора автокредитов на Banki.ru, такую сумму можно взять на год под 9% с ежемесячным платежом 61,2 тыс. руб. или на два года, тогда платеж будет 31,9 тыс. руб. В «ЦИАН.Аналитике» посчитали среднюю сумму сделки по покупке квартиры на вторичном рынке в Москве в 2021 году — 12,78 млн руб. Ипотека на такое жилье на 20 лет, при сумме первоначального взноса в 30% от стоимости квартиры, обойдется в 82,2 тыс. руб. (расчеты ипотечного калькулятора Banki.ru).
Как жить в прицепе
В прицепе можно жить, паркуя его в разрешенных для этого местах — на бесплатных или платных стоянках, в кемпингах. В Москве кемпинг один, он находится в парке «Сокольники». На его сайте размещен прейскурант на проживание на территории в автодоме или даче-прицепе: 2,3 тыс. руб. в сутки за двоих (сюда входит электричество, вода и использование душа и туалета) или 16 тыс. руб. в месяц на двоих — цена не действует в сезон, с апреля по сентябрь.
Основатель бренда непромокаемой одежды Surfer Raincoats Рудик Гуревич два года живет в автодоме. «Этим летом с июня по сентябрь стояли на парковке Wake Park в Строгино. Рядом заправка, там набирали воду. Кухонная плита работает от газового баллона. Несколько дней стояли в центре Москвы. Я думал купить парковочный абонемент, но решили не оставаться в центре надолго»,— рассказал он.
В России любят все дома
Трансформация предпочтений под влиянием пандемии коронавируса произошла в сегменте путешествий. Выросший почти на 50% спрос на дома на колесах указывает на то, что соотечественники нашли новый способ повысить независимость своих планов от течения пандемии. Самостоятельное передвижение, автономные удобства, социальная дистанция. Автодом или жилой прицеп гармонично вписались в новую реальность.
Эксперты «Авито. Авто» подсчитали, что в этом году перед началом летнего отпускного сезона в России вырос спрос на подержанные автодома. Покупкой интересовались на 48,3% активнее, чем в 2020 году. Средняя цена предложения тоже выросла. В апреле 2021 года она составила 279 тыс. руб., на 7,3% больше, чем в марте. Сезонный скачок спроса эксперты «Авито. Авто» фиксируют второй год подряд — в прошлом году спрос вырос на 40% по сравнению с 2019 годом. Но в этом году предложение шире. В апреле—мае 2021 года объявлений было на 32,6% больше, чем в 2020-м. Для сравнения, в 2020 году их количество в сезон увеличилось всего на 6%.
Москвичи активнее других жителей России интересуются автодомами с пробегом. На столичный спрос приходится 14% федерального. На втором месте Санкт-Петербург со значительным отставанием. На спрос из северной столицы пришлось 5,27%. Замыкает тройку Краснодар — 3,08%. В пятерку вошли еще Калининград (2,4%) и Челябинск (2,09%).
Спрос на покупку автодомов может поддержать инициативу федеральных властей по развитию автотуризма в России. В прошлом году Ростуризм впервые собирался поддержать грантами предпринимателей и инициативы на местах по созданию экопроектов, кемпинг-отелей. «Быстровозводимые модульные отели, кемпинг-парки для автотуристов, чтобы было удобно приехать, разместиться безопасно и получить услугу, чтобы автомобильный туризм набирал популярность»,— говорил зампред правительства Дмитрий Чернышенко на одном из оперативных совещаний в прошлом году.
Если не нарушать права собственника земельного участка, на котором организована парковка, либо права жителей рядом стоящего многоквартирного дома, в автоприцепе можно жить беспрепятственно. Но чтобы были соблюдены все формальности, для того чтобы жить в прицепе, нужно быть зарегистрированным в капитальном жилье. «Даже приспособленный для жизни автоприцеп не считается жильем, зарегистрироваться в нем нельзя»,— указывает руководитель практики частного права Amulex.ru Елена Проскурова. В законодательстве прописаны варианты жилых помещений — жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры. А палатки, автоприцепы, дома на колесах, строительные бытовки и другие сооружения, которые не относятся к жилищному фонду, ими не являются. «Зарегистрироваться в них нельзя, а использовать для фактического проживания можно. Законом это не запрещено»,— говорит госпожа Проскурова.
По словам Рудика Гуревича, жить в автодоме или прицепе постоянно достаточно комфортно, но в теплом климате. «При минусовой температуре резко увеличивается расход газа на отопление»,— констатирует он. Максим Мигунов говорит, что на поддержание тепла в прицепе, когда снаружи минус четыре, как в начале декабря в этом году, уйдет 27-литровый баллон газа за два дня. Заправка баллона обходится в среднем в 800 руб. То есть в мягкую зиму на газ для отопления будет уходить около 12 тыс. в месяц. Расход газа на кухонную плиту в прицепе небольшой — меньше одного баллона в месяц. «Стоимость электричества можно не учитывать, небольшая лампочка может освещать от аккумулятора. Вода у нас бесплатная, ее можно набирать на заправках»,— перечисляет Максим Мигунов. В прицепах и автодомах по два бака, один с сырой водой. «Ее сливают в ливневку или в отведенное место в кемпинге»,— говорит господин Мигунов. В кассету биотуалета нужно заливать специальную жидкость, она стоит 1–1,5 тыс. руб. за два литра. Объема хватит, чтобы 20 раз заправить кассету. Содержимое кассеты нужно выливать в среднем раз в три-четыре дня. Обычно это можно сделать в общественном туалете — стационарном или мобильном. «Мощностей прицепа без учета газа в холодное время может хватить на 4–5 дней автономной работы. Жить в нем постоянно можно, но это потребует постоянных регулярных усилий по обслуживанию»,— считает Максим Мигунов. По его данным, в России всего 5–10 тыс. единиц автодомов и жилых прицепов. «Сейчас это альтернатива транспортному средству, но не способ проживания. Ситуация может измениться, если в России начнут массово выпускать автодома и прицепы и цены на них начнут снижаться»,— не исключает эксперт.