Хорошо открытое старое
Архивы Gucci к 100-летию дома
Даже удивительно, что до реорганизации масштабного архива дома Gucci во Флоренции у креативного директора марки Алессандро Микеле дошли руки только сейчас, ведь по своей натуре — и он сам в этом признается — Микеле архивариус. Трудно сегодня назвать другого дизайнера, который был бы настолько вдохновлен винтажем и историей моды. К счастью, ему достался дом со скелетами в шкафах (об этом — Ридли Скотт в долгожданном «Доме Гуччи»). И еще большее счастье, что помимо скелетов в шкафах, словно в гробнице Тутанхамона, прятались настоящие сокровища, ждавшие своего часа — археолога, который их обнаружит. Правильный момент настал в год столетия Gucci — открытие архива стало одним из череды событий, посвященных юбилею дома.
Палаццо Сеттиманни, где разместился архив, находится в тихом переулке в районе Санто-Спирито, или Ольтрарно (то есть «на другом берегу Арно»), как называют его флорентийцы. Здесь во времена Ренессанса селились ремесленники, до сих пор в переулках Ольтрарно встречаются заведения обувщиков, латунщиков, мастерские по ремонту мебели, изготовлению багетов и многочисленные антикварные и винтажные магазины. В XVI веке «на другой берег», в грандиозное палаццо Питти, перебрались Медичи, а за ними потянулась прочая флорентийская знать — так что дворцов в ремесленном районе сегодня тоже хватает.
Семья Гуччи приобрела палаццо Сеттиманни в 1953 году, и переезд имел не только практическое, но и символическое значение. До этого Gucci были маленькой семейной мастерской, а в палаццо расположились полноценное мануфактурное производство, логистический центр, офис и шоурум. Так ремесленники поселились во дворце аристократов. Впрочем, вряд ли новых хозяев так уж волновали статус и красота палаццо: растущему бизнесу нужны были площади, в помещениях стали появляться перегородки, а гротески XVI века закрыл подвесной потолок.
Поэтому, когда глава Gucci Марко Биззари и Алессандро Микеле приняли решение разместить здесь архив, понадобилось произвести серьезную расчистку от поздних наслоений и, по словам дизайнера, «вернуть дворцу его достоинство, потому что это святая святых, здесь разгорелось пламя Gucci».
Сегодня пламя горит как никогда ярко в обновленном дворце. Меньше всего он напоминает типичный музейный архив. Как правило, такие хранилища — предельно функциональные помещения с особым уровнем температуры и влажности, где в идеальных условиях без доступа света и пыли вещи покоятся, подобно мумиям в саркофагах, запеленатые в специальную не содержащую кислот бумагу.
Архив Gucci, напротив, выглядит как роскошная гардеробная или пространство бутика, разве что вместо ценников на вещах — каталожные бирки с фотографиями. С точки зрения дизайна тут безупречно все, вплоть до последней ручки шкафа в форме портновских ножниц. А сами шкафы напоминают те, что использовались на мануфактуре в 1950-х. За матовыми стеклами, словно силуэты призраков, проглядывают вещи в кофрах из белого органди, туфли и сумки уложены в аккуратные тканевые коробки. Все пронумеровано и подписано, как в аптеке. Напротив же расположены прозрачные магазинные витрины: там вещи демонстрируются во всей своей красе. И в том, как организована эта экспозиционная часть, чувствуется мысль и рука Валери Стил, известного исследователя моды, директора и куратора музея Fashion Institute of Technology в Нью-Йорке.
Особенность организации состоит в том, что тут не соблюдается хронологический порядок. Вещи объединены по категориям (дорожные аксессуары, мелкие аксессуары, одежда, ювелирные изделия) и темам. Так, «Флора» — знаменитый орнамент Gucci, созданный иллюстратором Витторио Аккорнеро, вместе с его оригинальным рисунком представлен в различных изделиях — от шелковых платков до фарфора Richard Ginori. В большой витрине можно увидеть всю генеалогию сумки Bamboo. После войны, когда индустрия испытывала недостаток материалов, Gucci придумали делать ручку сумки из недорогого гнутого бамбука. Модель стала хитом и отлично демонстрирует, насколько великой может быть moda povera. Верхом роскоши справедливо считать кутюрные наряды, созданные для Бьорк, Флоренс Уэлч, Ланы Дель Рей и других звезд,— они также демонстрируются в открытых витринах.
«Архив — это место памяти. В отличие от пыльного чердака это динамическая система производства знаний и вдохновения. Он фиксирует образ вещей, которые со временем видоизменяются. Иногда вы смотрите на что-то, что было новаторским 50 лет назад, и вдруг восклицаете: "Как же это современно!" В архиве вещь становится зернышком истории, которое когда-нибудь может прорасти»,— рассказывает Валери Стил.
В палаццо есть несколько залов для работы — для мастер-классов или тренингов. Еще сюда может приходить дизайнерская команда дома в поисках идей для новых коллекций, а могут художники по костюмам, как Джанти Йейтс, работавшая над «Домом Гуччи» Ридли Скотта. В тот момент, когда шли съемки, архив был закрыт. Как рассказала Йейтс, выступая в Музее Виктории и Альберта накануне премьеры фильма, ей удалось увидеть экспозицию в Gucci Garden, публичном выставочном пространстве дома во Флоренции, однако контакты с компанией не были простыми. «Gucci очень ревностно защищают свои архивы. Когда я спросила, сможет ли Алессандро сделать костюмы для Джареда Лето, сотрудница дома ответила: "Нет!" В итоге его персонажа, Паоло Гуччи, одели неаполитанцы Cesare Attolini».
Надо сказать, что в то время, когда происходит действие фильма, коллекции одежды Gucci не были столь обширны, и, признается художница, до прихода Тома Форда они оставались «очень твидово-коричневыми»: «Поэтому мы вообще не использовали этот образ, в нем не было ничего интригующего в тот момент».
Возвращаясь к фильму: одна только Леди Гага (Патриция Реджани) переодевается в «Доме Гуччи» 54 раза, что делает ленту в большей степени костюмной, чем криминальной драмой. Так что наверняка картина подарит зрителям не меньше вдохновения, чем мог бы подарить сам архив Gucci. И хотя архив закрыт для сторонних посетителей, то, как все тут организовано, явно говорит о том, что предназначен он не только для хранения.